Тема 11. Налоги и налоговая система

1. Сущность и виды налогов.

Исторически налоги представляют собой наиболее древнюю форму финансовых отношений между государством и членами общества.

Некоторые экономисты считают, что первые формы налогообложения возникли ещё до появления государства сразу после неолитической революции (6-8 тыс.лет назад).

Неолитическая революция привела к появлению производственного и трудового излишка, что позволяет содержать аппарат управления, жречество и проводить военные действия, осуществлять масштабные общественные строительные работы.

При переходе от первобытной общины к государству на уровне племён возникают вождества, когда члены племени уполномочивают одного лидера принимать выгодные всем решения. На уровне вождя концентрируются ресурсы, необходимые для выполнения им общественных задач. Эти ресурсы изымаются в виде натуральной ренты (подати, оброка) и в виде отработочной ренты (трудовая или военная повинность).

В Киевской Руси к формам мобилизации ресурсов из внутренних источников относятся: жертвоприношения и полюдье, а из внешних – дань.В дальнейшем эти формы налогообложения стали материальной основой государственности.

Сущность налогов рассматривается с 3 сторон:

По экономическому содержанию – денежные отношения между юридическими, физическими лицами и государством по поводу принудительного изъятия части созданной стоимости и формирования фонда финансовых ресурсов государства.

По форме проявления – сумма денег, которые мобилизуются государством.

С организационно-правовой стороны – обязательный платёж, который поступает в бюджетные фонды в определённых законом размерах и в установленные сроки.

В финансовой терминологии употребляют 5 терминов, которые отображают платежи государству:

Плата – предусматривает определённую эквивалентность отношений государства и плательщика (плата за землю, за заготовку древесины и т.д.). Размер платы зависит от количества используемых ресурсов. По экономическому смыслу плата налогом не является, т.к. не отображает перераспределения доходов.

Отчисления и взносы – предусматривают целевое назначение платежей (пример: отчисления на геолого-разведывательные работы, строительство автодорог и т.д.).

Налог – вводятся для содержания госструктур и обеспечения выполнения ими возложенных на них функций. Они не имеют признаков эквивалентности и целевого назначения, т.е. конкретный налог – нецелевой неэквивалентный безвозвратный обязательный платёж государству.

Сбор – платеж разового случайного незначительного по размерам характера, который собирается по месту события (пример: рыночный сбор).

Функции налогов:

1)Фискальная: основная функция, определяет общественное назначение налогов. Налоги являются методом централизации ВВП в бюджете на общегосударственные нужды. Государство должно получать средства в достаточной сумме, и эти поступления должны быть надёжны. Кроме того, налоговые поступления должны быть постоянны, стабильны и равномерно распределены по регионам.

2) Регулирующая: налоги влияют на деятельность их плательщиков, т.к. они сокращают доходы. Поэтому каждый плательщик заинтересован платить как можно меньше. Это достигается уменьшением объёма объекта налогообложения или выбором льготных условий деятельности. Влияние налогов может осуществляться как независимо от государства, так и непосредственно использоваться государством для регулирования социально-экономической жизни общества.

Взимание налогов основывается на элементах системы налогообложения:

1) Субъект налога (налогоплательщик) – лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может быть переложено на другое лицо;

2) Носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

3) Источник налога – средство или доход, за счёт которого уплачивается налог;

4) Единица налогообложения – единица измерения объекта;

5) Объект налога –доход, имущество или услуга, на который начисляется налог;

6) Налоговая база – стоимостная, количественная или другая характеристика объекта налога (выручка, стоимость имущества и т.д.);

7) Налогооблагаемая база – част налоговой базы за вычетом льгот, на которую непосредственно начисляется налоговая ставка;

8) Налоговые льготы – частичное или полное освобождение от уплаты налога в соответствии с законодательством;

9) Налоговый период – срок, в течение которого завершается формирование налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства;

10) Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Виды налоговых ставок:

· Твёрдые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения;

· Пропорциональные ставки – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога;

· Прогрессивные ставки – повышаются по мере возрастания дохода. Прогрессия может быть простой (повышенные ставки применяются ко всему объекту налогообложения) и ступенчатой (повышенные ставки применяются только к величине объекта налогообложения, которая превышает интервальные значения;

· Регрессивная ставка – снижается по мере роста доходов

Налоги классифицируются по признакам:

1) По форме налогообложения:

· Прямые – устанавливаются непосредственно плательщикам и уплачиваются за счёт их доходов, а сумма налога зависит от размера объекта обложения. Эти налоги считаются справедливыми, т.к. больше платят те, кто имеет большие доходы. Однако прямое налогообложение требует сложного механизма взыскания;

· Косвенные – включаются в цены товаров и услуг и уплачиваются за счет ценовой надбавки, а их размер для отдельного плательщика напрямую не зависит от его доходов.

2) По экономическому содержанию:

· Налоги на доходы (с физ. и юр. лиц): объектом налогообложения является заработная плата и другие доходы граждан, прибыль, валовый доход предприятий;

· Налоги на потребление: уплачиваются при использовании доходов. Они взимаются в форме косвенные налогов;

· Налоги на имущество: уплачиваются на постоянно, пока имущество находится в собственности.

3) По уровню госструктур, которые устанавливают налоги:

· Общегосударственные налоги и сборы: устанавливаются высшими органами власти. Их уплата является обязательной на всей территории страны независимо от того, в какой бюджет они зачисляются. Они делятся на 3 группы:

o Зачисляемые в доходы центрального бюджета;

o Зачисляемые в доходы местных бюджетов;

o Налоги, которые распределяются в определённых пропорциях между центральным и местными бюджетами.

В Украине к общегосударственным относятся налоги и сборы:

o Налог на прибыль предприятий;

o НДФЛ;

o НДС;

o Акцизный налог;

o Сбор за первую регистрацию транспортного средства;

o Экологический налог;

o Рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов, транзитную транспортировку природного газа и аммиака;

o Плата за пользование недрами;

o Плата за землю;

o Сбор за пользование радиочастотным ресурсом;

o Сбор за специальное использование воды;

o Сбор за специальное использование лесных ресурсов;

o Фиксированный сельскохозяйственный налог;

o Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

o Пошлина;

o Сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию;

o Сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ;

· Местные налоги и сборы: устанавливаются местными органами власти и управления. В Украине к ним относятся:

o Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;

o Единый налог;

o Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

o Сбор за места для парковки транспортных средств;

o Туристический сбор.

Местные советы обязательно устанавливают налог на недвижимое имущество, единый налог и сбор за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности. По выбору они могут вводить сбор за места для парковки и туристический сбор.

4) По способу взимания:

· Раскладные налоги: устанавливаются в общей сумме в соответствии с потребностями государства, а затем эту сумму распределяют по территориальным единицам, а на более низком уровне – по плательщикам;

· Окладные: предусматривают установление ставок и соответственно размеров налога для каждого плательщика. Общая сумма платежей формируется как сумма платежей отдельных плательщиков.

2. Основы построения налоговой системы и организация налогообложения.

Налоговая система – совокупность установленных в стране налогов и обязательных платежей и механизма их уплаты.

Система налогообложения – включает установленные налоги плательщиков, объекты налогообложения, ставки, механизм исчисления и уплаты и т.д. (шире, чем понятие «налоговая система»).

Принципы формирования налоговой системы:

1) Системность: все налоги должны быть взаимосвязаны между собой, дополнять друг друга и не противоречить система в целом;

2)Установление определяющей базы системы: например, объём расходов бюджета. Необходимо учитывать возможное негативное влияние высоких налогов;

3) Необходимо разработать принципы налогообложения. В классическом виде эти принципы были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом:

А) Принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика;

Б) Принцип справедливости;

В) Принцип определённости;

Г) Принцип удобности;

Д) Принцип экономии.

Налоговое законодательство Украины основано на принципах:

1) Обязательность налогообложения;

2) Равенство всех плательщиков перед законом;

3) Неотвратимость наступления ответственности за нарушение налогового законодательства;

4) Презумпция правомерности решения плательщика, если законодательство допускает неоднозначную трактовку прав и обязанностей плательщиков или контролирующих органов;

5) Фискальная достаточность;

6) Социальная справедливость;

7) Экономичность;

8) Стабильность – изменения можно вносить не позднее, чем за 6 месяцев до бюджетного года. Налоги не могут изменяться в течение бюджетного периода;

Налоговая политика проводится по определённым направлениям, которые определяются задачами социально-экономического развития общества и могут иметь стимулирующий или сдерживающийхарактер.

Таким задачами могут быть:

1) Обеспечение прироста национального капитала за счёт капитализации прибыли, содействия инвестициям, стимулирования экспорта;

2) Обеспечение занятости населения;

3) Бюджетное выравнивание развития регионов;

4) Гуманизация общественных отношений, совершенствование демографической и молодёжной политики.

Важной составляющей налоговой системы является механизм взимания налогов, который включает законодательную базу, инструктивно-методическое обеспечение и налоговую работу.

Налоговая работа – деятельность плательщиков и налоговой службы по поводу внесения налогов в бюджет и контроля за платежами.

Налоговая работа включает элементы:

1) Правовая регламентация введения и взыскания налогов;

2) Учёт плательщиков и поступления налогов;

3) Порядок и формы расчётов с бюджетом.

Налоговая работа основана на том, что плательщиком и налоговым органом устанавливаются функции и права, связанные со своевременностью и правильность расчётов с бюджетом. На плательщика возлагаются функции расчёта и уплаты налогов, а на налоговую службу – функции учёта плательщиков, налоговых платежей, начисления отдельных видов платежей и контроля за соблюдением налогового законодательства.

Основой налоговой работы является налоговое законодательство.

Оно может быть:

· Прямого действия;

· Предусматривать только основы налогообложения, что требует разработки дополнительных инструкций, в которых конкретизируется механизм налогообложения.

Расчёты с бюджетом могут проводиться в форме авансовых платежей с последующим перерасчётом в соответствии с фактическим размером объекта налогообложения или сразу по фактическим данным.

Преобладающее большинство расчётов осуществляется в безналичном порядке. Только отдельные налоги (как правило, физических лиц) могут уплачиваться наличными.

В Украине 2.12.2010 был утверждён Налоговый кодекс, который регулирует отношения в сфере налогообложения:

· определяет перечень налогов и сборов;

· порядок их администрирования;

· плательщиков, их права и обязанности;

· компетенцию контролирующих органов;

· полномочия и обязанности их должностных лиц;

· ответственность за нарушения налогового законодательства.

Налоговое законодательство Украины включает:

1) Конституцию Украины;

2) Налоговый кодекс Украины;

3) Таможенный кодекс;

4) Международные договора, которыми регулируются вопросы налогообложения;

5) НПА Кабинета Министров по вопросам налогообложения;

6) Решения представительного органа АРК, других органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов.

3. Прямое налогообложение субъектов предпринимательской деятельности.

Основная форма прямого налогообложения –налогообложение прибыли (дохода).

В зависимости от плательщика налогообложение прибыли (дохода) делится на:

1)Налог на прибыль предприятий. Может основываться на двух объектах налогообложения:

· доходе;

· прибыли.

Налог на доход взимался в Украине в 1993-1994 годах, с 1995 года был восстановлен налог на прибыль. Плательщиками налога на прибыль предприятий являются:

· юридические лица субъекты хозяйствования, которые проводят хозяйственную деятельность на территории Украины и за её пределами;

· неприбыльные организации в случае получения прибыли от неосновной деятельности;

· юридические лица нерезиденты, которые получают доходы на территории Украины.

Объектом налогообложения является прибыль, которая определяется путём уменьшения суммы доходов отчётного периода на себестоимость реализованных товаров, выполненных работ и на суммы других затрат отчётного периода.

При определении налогооблагаемой прибыли учитываются амортизационные отчисления. В налоговом кодексе приводятся минимально допустимые сроки использования элементов основных фондов, например: для сооружения и строений – 20 лет, машин и оборудования – 5 лет, из них компьютеров, телефонов и т.д. –2 года, транспортных средств – 5 лет, многолетних насаждений – 10 лет и т.д.

Основная ставка налога на прибыль – 16%. В переходных положениях Налогового кодекса предусмотрены ставки: в 2011 году – 23%, в 2012 году – 21%, в 2013 году – 19%, а для субъектов индустрии программной продукции – 5%. В 2014% - 16%, а для субъектов индустрии программной продукции – 5%.

Прибыль от реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики облагается по ставкам: с 2013 года по 2017 – 0%, с 2018 – 8%, с 2023 года – 16%.

По ставке 10% облагается прибыль по операциям с ценными бумагами и деривативами.

При осуществлении страховой деятельности налог уплачивается по ставкам: 3% при получении дохода от выполнения договоров по основным видам страховой деятельности, 0% при получении дохода по договорам долгосрочного страхования жизни и негосударственного пенсионного страховния.

Льготы: до 1 января 2020 года от налога на прибыль освобождаются:

· производители биотоплива;

· производители электрической и тепловой энергии с использованием биотоплива;

· предприятия, добывающие и использующие газ угольных месторождений;

· гостиницы;

· предприятия лёгкой промышленности;

· предприятия судостроения;

· предприятия самолётостроения;

· предприятия машиностроения для агропромышленного комплекса;

До 1 января 2015 года от налога на прибыль освобожденыиздательства, полиграфические предприятия, выпускающие книжную продукцию, кроме эротичечской;

2)НДФЛ. Плательщиками являются:

· физические лица резиденты, получающие доходы из источников в Украине и иностранные доходы;

· физические лица не резиденты, получающие доходы из источников в Украине;

· налоговый агент (посредник между плательщиком и бюджетом).

Объектом налогообложения является общий месячный (годовой) доходы. В этот доход включаются:

· Заработная плата;

· Выплаты по гражданско-правовым договорам;

· Доходы от продажи имущества и имущественных прав (авторское вознаграждение, роялти);

· От аренды имущества;

· Дивиденды, выигрыши, призы;

· Прибыль от операций с ценными бумагами;

· Доход в виде унаследованного имущества;

· Полученных в дар средств и имущества;

· Доход в виде взятки;

· Украденное или найденное как сокровище имущество.

Не включаются в облагаемые доходы:

· Государственная и социальная материальная помощь (жилищные субсидии, помощь по беременности и родам, государственные премии, вознаграждения спортсменам призёрам международного уровня, пенсии);

· Полученные проценты по ценным бумагам, эмитированным Кабинетом Министров, НБУ;

· Возмещения за ущерб, причинённый чернобыльской катастрофой;

· Суммы денежного и материального содержания военнослужащих срочной службы;

· Средства, полученные на командировки;

· Алименты и т.д.

Ставка налога - 15%. Если налогооблагаемая база за месяц превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, то к сумме превышения применяется ставка 17%.

Ставка 5% распространяетсяна процентные доходы по банковским счетам, по именным сберегательным сертификатам, по вкладам кредитных союзов, на доходы, полученные в виде дивидендов и т.д.

Ставка 30% применяется к выигрышам и призам (кроме государственных и негосударственных лотерей).

Ставка 15% - по выигрышам в спортивных соревнованиях (кроме международных).

Ставка 10% - по доходам шахтёров на подземных работах, работников государственных военизированных аварийно-спасательных служб.

10.12.13.

Экологический налог взимается с фактических объёмов выбросов в атмосферу, в водные объекты, с размещения отходов, радиоактивных отходов, которые временно хранятся производителями.

Плательщиками налогов являются юридические лица субъекты хозяйствования, юридические лица, не занимающиеся хозяйственной деятельностью, бюджетные организации, общественные и другие учреждения и предприятия, которые на территории Украины осуществляют:

· Выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

· Выброс загрязняющих веществ в водные объекты;

· Размещение отходов в специально отведённых местах;

· Создают радиоактивные отходы, временно их хранят.

Объектом и базой обложения являются:

1) Объёмы и виды загрязняющих веществ;

2) Объёмы и виды отходов;

3) Объёмы и категория радиоактивных отходов;

4) Объёмы электроэнергии, выработанные атомными электростанциями.

Ставки налога указываются в гривнах за одну тонну загрязняющих веществ, например:

Ø выбросы в атмосферу (оксиды азота – 1434,71 грн. за 1 тонну, аммиак – 269,08 грн. за т., бензопирен – 1826401,21 за 1т.);

Ø Выбросы в водные объекты (азот аммонийный – 942,38 грн. за т., нефтепродукты – 5543,80 грн. за т., нитраты – 81,08 грн. за т., фосфаты – 753,20 грн. за т.);

В состав платежей за ресурсы входят:

А) Сбор за специальное использование лесных ресурсов (лесной налог);

Лесной налог – общегосударственный сбор, которые взимается как плата за специальное использование лесных ресурсов.

Объекты налогообложения:

· Заготовка древесины:

o Вырубка леса для оздоровления;

o Вырубка в связи со строительством;

o Заготовка в связи с основным использованием.

· Заготовка второразрядных лесных материалов:

o Заготовка живицы;

o Заготовка пней, коры, древесной зелени и соков.

· Побочное использование лесных ресурсов:

o Выпас скота;

o Заготовка сена;

o Заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, лекарственных растений и т.д.

Кроме того, этим сбором облагается использование лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических мероприятий.

Плательщиком налога являются юридические и физические лица, осуществляющие заготовку древесины и другое использование леса.

Ставки налогов устанавливаются в денежном выражении с одного кубического метра (пример: за заготовку древесины сосны – 85,64 за куб.метр, сосна травяная – 2,17 грн., дуб –224,69 грн., дуб травяной – 3,68 грн., самшит –395,22 грн.);

Ликвидные материалы и кроны облагаются поставке в размере 40% от установленной.

Порубочные остатки (кора, опилки, щепа) облагаются по ставке 20% от установленной.

Отпуск древесины осуществляется на основе лесорубного или лесного билета, в котором приводится расчёт платежа.

Субъекты лесных отношений, которые выдают эти билеты, направляют налоговым органам до 10-го числа месяца, следующего за налоговым кварталом, сведения о лесопользователях. Сбор уплачивается лесопользователями ежеквартально.

Б) Сбор за специальное использование воды (налог на воду) уплачивают плательщики-водопользователи. Не являются плательщиками водопользователи, которые используют воду исключительно на удовлетворение питьевых и санитарно-гигиенических потребностей населения.

Объектом обложения является фактический объём воды, используемый водопользователем, а также для потребностей водного транспорта – время использования поверхностных вод.

Ставки сбора устанавливаются в грн. за 100 куб.метров, например: бассейн Днепра – 32,84 грн., Северского Донца – 64,04 грн., Дуная – 13,17 грн.

За специальное использование подземных вод ставки дифференцируются по областям (АРК – 60,73 грн., Донецкая область – 62,81 грн., Закарпатская область – 34,48 грн.).

Ставка сбора за использование воды гидроэлектростанциями – 6,38 за 10000 м3.

Ставки сбора за использование поверхностных вод водным транспортом:

· Для пассажирского флота –0,0122 грн. за 1 место/сутки эксплуатации;

· Для грузового флота – 0,1094 грн. за 1 тоннаж-сутки эксплуатации.

Ставка сбора за использование воды для рыборазведения – 33,51 грн. за 10000 м3.

Ставка сбора за использование воды для напитков – 31,17 грн. за 1 м3поверхностной воды, 36,35 грн. за 1 м3 подземной воды.

Водопользователи самостоятельно рассчитывают сбор исходя из фактических объёмов использованной воды.

Уплата сбора осуществляется по декларации ежеквартально.

В) Сбор за пользование недрами (за добычу полезных ископаемых) – общегосударственный платёж, который взыскивается в виде:

· Платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых;

· Платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Плательщиками являются юридические лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых.

Ставки налога устанавливаются в процентах к стоимости добытых природных ископаемых, но не меньше установленного минимума за 1 тонну, например: за добычу антрацита – 0,5%, но не менее 5,33 грн. за 1 тонну, каменный уголь энергетический – 0,4%, но не менее 3,51 грн., железная руда – 2,7%, но не менее 3,64 грн. за тонну, золотая руда – 5%, но не менее 15,98 грн. за тонну, нефть конденсат – 39 грн. за 1 тонну без процентов, газ природный – 20 грн. за 1000 м3.

К другим прямым налогам относятся:

1) Сбор за первую регистрацию транспортного средства;

2) Рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами;

3) Рентная плата за транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака по территории Украины;

4) Плата за землю;

5) Сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины.

Сбор за пользование радиочастотным ресурсом:

Объектом налогообложения является радиочастотный ресурс, который представляет собой часть радиочастотного спектра, пригодную для передачи или приёма электромагнитной энергии радиоэлектронным способом.

Плательщиками сбора являются общие пользователи, т.е. физические, юридические лица, деятельность которых связана с использованием радиочастотного ресурса:

· Субъекты хозяйствования, которые предоставляют телекоммуникационные услуги;

· Субъекты хозяйствования, которые распространяют телерадиопрограммы с использованием собственных или арендованных радиоэлектронных средств;

· Технологические пользователи.

Не являются плательщиками специальные пользователи и радиолюбители.

К специальным пользователям относятся:

o Подразделения мин.обороны;

o СБУ;

o Службы внешней разведки;

o МДВ;

o Министерство по чрезвычайным ситуациям и т.д.

Пользование радиочастотным ресурсом осуществляется на основе:

1) Лицензии и разрешения на эксплуатацию (для телекоммуникационных услуг);

2) Лицензии на вещание и разрешение на эксплуатацию для распространения телерадиопрограмм;

3) Разрешений на эксплуатацию специальными, технологическими пользователями, любителями.

Непосредственным объектом налогообложения является ширина полосы радиочастот, которая выделяется для осуществления определённой деятельности (измеряется в мегагерцах).

Ставки сбора:

Ø Радиорелейная связь фиксированной радиослужбы: 0,36 грн за 1 МГц;

Ø Сотовая связь: 8666,3 за 1 МГц;

Ø Передача звука в зависимости от мощности: 416,86 – 1733,26 грн за 1 МГц;

Ø Передача телевизионного изображения в зависимости от мощности: 17,55 – 347,75 грн за 1 МГц.

Плательщики обязаны самостоятельно рассчитывать налог, предоставлять налоговую отчётность и уплачивать сбор ежемесячно.

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка:

Плательщиками налога являются физические, юридические лица, являющиеся собственниками жилой недвижимости.

Объектом обложения является объект жилой недвижимости.

Не является объектом обложения:

§ Жилая недвижимость в собственности государства, территориальной общины;

§ Жилая недвижимость в зонах отчуждения и выселения;

§ Здания детских домов семейного типа;

§ Садовые и дачные домики;

§ Жилая недвижимость многодетных семей;

§ Общежития и т.д.

Базой налогообложения является площадь жилой недвижимости.

База налогообложения уменьшается на:120 м2 для квартиры, 250 м2 для жилого дома;

Ставки налога:

ü Для квартир, площадь которых не превышает 240 м2, и для домов площадью не более 500 м2 ставка не может превышать 1% минимальной заработной платы;

ü Для квартир, площадь который превышает 240 м2, и для домов более 500 м2ставка составляет 2,7% минимальной заработной платы;

Налоговый период – 1 календарный год.

Исчисление налога по объектам жилой недвижимости физических лиц осуществляется налоговыми органами.

Налоговое уведомление направляется плательщику-физическому лицу до 1 июля отчётного года.

Плательщики-юридические лица самостоятельно рассчитывают налог и до 1 февраля предоставляют в налоговый орган декларацию с разбивкой годовой суммы поквартально.

Налоговое обязательство оплачивается:

1) Физическим лицом: в течение 60 дней со дня получения;

2) Юридическим лицом: авансовыми взносами ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом;

4. Механизм косвенного налогообложения в Украине.

Косвенные налоги характеризуются устойчивыми поступлениями и приносят в бюджет наибольшие доходы.

Спецификой их является то, что они могут использоваться как регулятор цен. С помощью НДС государство может стимулировать спрос в период кризиса или сдерживать в период чрезмерного роста экономики.

С помощью акцизного сбора государство ограничивает потребление вредных товаров и облагает предметы роскоши.

С помощью пошлин государство стимулирует экспорт и защищает национальных товаропроизводителей от конкуренции с импортными товарами.

Понятие НДС впервые было сформулировано в 1954 году французским экономистом Морисом Лоре. С 1958 года этот налог вошел в налоговую систему Франции, где заменил налог с оборота.

Широкое распространение НДС получил после создание ЕС (1957 год). Все страны ЕС должны были гармонизировать свои налоговые системы, и в 1967 году НДС был объявлен основным косвенным налогом Европы. Все страны ЕС должны были его ввести до 1972 года.

Все страны, имеющие намерения вступить в ЕС, должны обладать функционирующей системой НДС.

В настоящее время НДС взимается в 137 странах.

Отсутствует НДС в таких крупных странах, как США (у них налог с продаж) и Индия.

Также НДС не вводится в небольших островных странах с населением не более 500 000 человек (там основной доход приносят таможенные пошлины).

А также в странах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, где значительны доходы от природных ресурсов.

В Украине НДС был введён в с 01.01.1992. Переход к НДС потребовал значительных затрат и решения политических, технических задач:

1) Необходимо было провести регистрацию плательщиков;

2) Обучить их рассчитывать налог;

3) Разработать методичку учёта затрат;

4) Обеспечить обработку документации.

Этот налог способствовал росту поступлений за счёт расширения базы налогообложения, роста числа плательщиков и за счёт усложнения уклонения от уплаты налогов.

НДС – косвенный налог, которым облагается лишь дополнительная стоимость, в то время, как основная стоимость – это переходит от сделки к сделке в неизменном размере.

Основные элементы добавленной стоимости:

o Затраты овеществлённого труда (сырьё, материалы, комплектующие без НДС);

o Затраты живого труда;

o Сумма амортизационных отчислений;

o Другие затраты, связанные с созданием материальных благ, социальной защитой работников и т.д.;

o Сумма прибыли;

o Сумма акциза (если производится и реализуется подакцизный товар);

o Сумма пошлины (если реализуется импортный товар).

Плательщиком НДС является:

1) Лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность;

2) Лицо, зарегистрированное как плательщик налога;

3) Лицо, которое ввозит товары на территорию Украины;

4) Лицо, которое ведёт учёт результатов деятельности по договорам о совместной деятельности без создания юридического лица;

5) Лицо, управляющее имуществом, использующее это имущество для хозяйственных операций;

6) Лицо, проводящее операции по поставке конфискованного имущества, находок, сокровищ, бесхозного имущества и т.д.;

7) Лицо, уполномоченное вносить налог с объектов налогообложения, возникающих при поставке услуг предприятиями железнодорожного транспорта;

8) Лицо-инвестор, которое ведёт отдельный налоговый учёт, связанный с исполнением соглашений о распределении продукции.

14.02.2014

Объекты НДС:

1. Поставки товаров на территории Украины;

2. Поставки услуг на территории Украины;

3. Ввоз товаров на таможенную территорию Украины;

4. Вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины;

5. Поставка услуг по международным перевозкам пассажиров и багажа, а также грузов железнодорожным, морским, речным, авиационным, автомобильным транспортом.

Ставки налога устанавливаются в размерах 17% и 0%. В соответствии с переходными положениями налогового кодекса с 1.01.2011 по 31.12.2013 ставка налога составляет 20%. В законе «о госбюджете» на 2014 г. переход на основную ставку перенесён на 1 год. Также ставка налога на прибыль снижается с 19% до 18% (а не до 16%).

Порядок исчисления НДС:

Сумма налога подлежащая уплате в бюджет определяется как разница между суммой налоговых обязательств отчётного периода и суммой налогового кредита этого же периода.

Налоговые обязательства – это общая сумма НДС полученная (начисленная плательщиком) в отчётном периоде.

Налоговый кредит – это сумма на которую плательщик может уменьшить налоговые обязательства. К таким суммам относится:

· НДС в приобретении или изготовлении товаров и услуг;

· В приобретении, строительстве и создании необоротных активов;

· Получение услуг предоставленных нерезидентами;

· Ввозе необоротных активов (НА) по договорам оперативного или финансового лизинга.

Акцизный налог – это косвенный налог на потребление отдельных видов товаров, который включается в цену этих товаров.

К подакцизным товарам относятся:

1. Спирт этиловый и другие спиртовые дестиляты, алкогольные напитки, пиво;

2. Табачные изделия, табак, промышленные заменители табака;

3. Нефтепродукты, сжиженный газ;

4. Автомобили легковые, кузова, прицепы, полуприцепы, мотоциклы.

Плательщиками налога являются лица, которые производят подакцизные товары в Украине, в том числе издавальческого сырья (П/р: привезли табак, изготовили сигареты, отправили за границу), а также те, которые ввозят подакцизные товары в Украине.

Объектом обложения является оборот по реализации подакцизных товаров, а для импортных их таможенная стоимость.

Ставки налога:

1. Адвалорные - % к базе обложения;

2. Специфические – в твёрдой сумме к ед. измерения.

П/Р: Пиво 0,87 грн.\1л; вино виноградное 0,01 грн\1л; вина креплённые 2,51 грн\1л; вина игристые 3,65 грн\1л.; сигары 217,6 грн\1 кг; сигареты с фильтром 162,6 грн\1 тысшт или 12% адваорной ставки; бензин моторный – 198 евро\1000 кг;

Транспортные средства с двиг. внутреннего сгорания (V не более 1000 см3) 0,05\1см3, До 5 лет 1,09 евро\см3, свыше 5 лет 1,36 евро\см3; до 1500 см3: Новые 0,03, до 5 лет 1,36; свыше 5 лет 1,63.

Исчисления и уплата акцизного сбора осуществляется 2 методами:

1. По ставкам к объёму реализации за соответствующий период (декаду, месяц);

2. Для вино-водочных и табачных изделий с использованием акцизных марок.

Маркировке подлежат алкогольные напитки содержащие более 8,5 % спирта.

Не подлежат маркировке продаваемые табачные и алкогольные изделия без пошлинной торговли, а также эталонные тестовые образцы.

Акцизные марки приобретает плательщик и кол-во марок соответствует уплаченной сумме акцизного сбора.

Пошлина является косвенным налогом, который взыскивается с товаров пересекающих границу. Плательщиками являются физические и юридические лица, которые перемещают товары через границу.

Объектом налогообложения является таможенная стоимость товаров или их количественная оценка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: