Становление и развитие социальных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды являются одной из форм перераспределения финансовых ресурсов, которые используются для выполнения отдельных общегосударственных программ.

Причины вызывающие необходимость формирования внебюджетных фондов:

1) Необходимость принятия быстрых управленческих решений по перераспределению в условиях изменения экономической среды;

2) Необходимость поиска дополнительных доходов и перегруппировки поступающих доходов бюджета;

3) Необходимость использования новых методов перераспределения средств.

Главной причиной появления внебюджетных фондов является необходимость выделения важных для общества социальных расходов в специальную группу и обеспечение её самостоятельными источниками доходов.

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей, которые комплексно используются на основе оперативной самостоятельности.

Способы создания и методы формирования внебюджетных фондов:

1) Выделение из бюджета определённых расходов, которые имеют особо важное значение;

2) Формирование внебюджетного фонда собственными источниками дохода (П\р пенсионный фонд).

Внебюджетные фонды в разных странах различаются по признакам:

1. По целевому назначению:

1.1. Социальные внебюджетные фонды (для выплаты пенсий, пособий, обязательное медицинское страхование и т.д.);

1.2. Прочие внебюджетные фонды (финансирование природоохранных мероприятий, дорожного хозяйства и т.д.).

2. По форме:

2.1. В форме бюджета;

2.2. В форме специальных счетов (от бюджетов отличаются меньшей регламентацией порядков формирования и использования средств и отсутствием полноценного бюджетного процесса);

3. По видам:

3.1. Пенсионные;

3.2. Социального страхования;

3.3. Медицинского страхования;

3.4. По безработице;

3.5. Дорожные и т.д.

4. По уровням управления:

4.1. Общенациональные (для финансирования конституционных прав граждан, научных исследований, развитие инноваций и т.д.);

4.2. Региональные (для финансирования расходов регионального значения);

4.3. Местные (для финансирования расходов местных бюджетов).

В Украине создана система общеобязательного социального страхования с принятием 14.01.1998 г. «Основ законодательства Украины об обязательном государственном социальном страховании». В этом законе определены принципы; правовые, финансовые и организационные основы государственного социального страхования граждан. В соответствии с этим законом:

Обязательное государственное социальное страхование – это система прав обязанностей и гарантий, которая предусматривает предоставление социальной защиты включающий материальное обеспечение при болезни, потере трудоспособности, потери кормильца, безработице, в старости и других предусмотренных случаях за счёт денежных фондов, которые формируются путём уплаты страховых взносов работодателей, граждан, а также бюджетных и других источников.

Кроме основ законодательство в сфере социального страхования включает нормативно-правовые акты:

1. Закон Украины (ЗУ) «Об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний которые привели к потере трудоспособности» от 23.09.1999;

2. «Об обязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 2.03.2000;

3. ЗУ «об обязательном государственном социальном страховании в связи со временной потерей трудоспособности и затратами обусловленными рождением и похоронами» от 18.01.2001;

4. ЗУ «об обязательном государственном пенсионном страховании» от 9.07.2003;

5. «о сборе и учёте единого взноса на обязательное государственное социальное страхование» от 8.07.2010

Таким образом в Украине существует 4 внебюджетных социальных фонда:

1. Пенсионный фонд;

2. Фонд обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

3. Фонд обязательного социального страхования в связи со временной потерей трудоспособности и затратами обусловленными рождением и похоронами;

4. Фонд обязательного социального страхования на случай безработицы.

Основным источником доходов социальных фондов является обязательные взносы работодателей и застрахованных лиц (около 80% доходов). Кроме этих взносов, в социальные фонды поступают:

· Добровольные взносы и пожертвования;

· Целевые поступления из бюджета;

· Доходы от размещения временно свободных средств и др.

До 2011г. функции сбора, учёта и обеспечения отчётности, контроля страховых взносов осуществлялись отдельно каждым фондом. После принятия закона (о сборе и учёте единого взноса…) с 2011г. формирование и ведение Государственного реестра социального страхования осуществляет пенсионный фонд. Взносы плательщики уплачивают от начисленной З\П. В соответствии с этим законом:

Единый взнос на обязательное государственное социальное страхование – это консолидированный страховой взнос, сбор которого осуществляется в систему обязательного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе с целью обеспечения защиты в случаях предусмотренных законодательством, прав застрахованных лиц и членов их семей.

Единый взнос не входит в систему налогообложения. Поступающие в виде взноса средства не могут зачисляться в госбюджет и другие бюджеты. Единый взнос устанавливается в % к базе начисления по ставкам которые различаются в соответствии с классами профессионального риска производства.

1 класс - от 36.76%....... 67 класс - 49.7%

28.02.2014


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: