Внебюджетные фонды являются одной из форм перераспределения финансовых ресурсов, которые используются для выполнения отдельных общегосударственных программ.
Причины вызывающие необходимость формирования внебюджетных фондов:
1) Необходимость принятия быстрых управленческих решений по перераспределению в условиях изменения экономической среды;
2) Необходимость поиска дополнительных доходов и перегруппировки поступающих доходов бюджета;
3) Необходимость использования новых методов перераспределения средств.
Главной причиной появления внебюджетных фондов является необходимость выделения важных для общества социальных расходов в специальную группу и обеспечение её самостоятельными источниками доходов.
Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей, которые комплексно используются на основе оперативной самостоятельности.
Способы создания и методы формирования внебюджетных фондов:
|
|
1) Выделение из бюджета определённых расходов, которые имеют особо важное значение;
2) Формирование внебюджетного фонда собственными источниками дохода (П\р пенсионный фонд).
Внебюджетные фонды в разных странах различаются по признакам:
1. По целевому назначению:
1.1. Социальные внебюджетные фонды (для выплаты пенсий, пособий, обязательное медицинское страхование и т.д.);
1.2. Прочие внебюджетные фонды (финансирование природоохранных мероприятий, дорожного хозяйства и т.д.).
2. По форме:
2.1. В форме бюджета;
2.2. В форме специальных счетов (от бюджетов отличаются меньшей регламентацией порядков формирования и использования средств и отсутствием полноценного бюджетного процесса);
3. По видам:
3.1. Пенсионные;
3.2. Социального страхования;
3.3. Медицинского страхования;
3.4. По безработице;
3.5. Дорожные и т.д.
4. По уровням управления:
4.1. Общенациональные (для финансирования конституционных прав граждан, научных исследований, развитие инноваций и т.д.);
4.2. Региональные (для финансирования расходов регионального значения);
4.3. Местные (для финансирования расходов местных бюджетов).
В Украине создана система общеобязательного социального страхования с принятием 14.01.1998 г. «Основ законодательства Украины об обязательном государственном социальном страховании». В этом законе определены принципы; правовые, финансовые и организационные основы государственного социального страхования граждан. В соответствии с этим законом:
Обязательное государственное социальное страхование – это система прав обязанностей и гарантий, которая предусматривает предоставление социальной защиты включающий материальное обеспечение при болезни, потере трудоспособности, потери кормильца, безработице, в старости и других предусмотренных случаях за счёт денежных фондов, которые формируются путём уплаты страховых взносов работодателей, граждан, а также бюджетных и других источников.
|
|
Кроме основ законодательство в сфере социального страхования включает нормативно-правовые акты:
1. Закон Украины (ЗУ) «Об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний которые привели к потере трудоспособности» от 23.09.1999;
2. «Об обязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 2.03.2000;
3. ЗУ «об обязательном государственном социальном страховании в связи со временной потерей трудоспособности и затратами обусловленными рождением и похоронами» от 18.01.2001;
4. ЗУ «об обязательном государственном пенсионном страховании» от 9.07.2003;
5. «о сборе и учёте единого взноса на обязательное государственное социальное страхование» от 8.07.2010
Таким образом в Украине существует 4 внебюджетных социальных фонда:
1. Пенсионный фонд;
2. Фонд обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
3. Фонд обязательного социального страхования в связи со временной потерей трудоспособности и затратами обусловленными рождением и похоронами;
4. Фонд обязательного социального страхования на случай безработицы.
Основным источником доходов социальных фондов является обязательные взносы работодателей и застрахованных лиц (около 80% доходов). Кроме этих взносов, в социальные фонды поступают:
· Добровольные взносы и пожертвования;
· Целевые поступления из бюджета;
· Доходы от размещения временно свободных средств и др.
До 2011г. функции сбора, учёта и обеспечения отчётности, контроля страховых взносов осуществлялись отдельно каждым фондом. После принятия закона (о сборе и учёте единого взноса…) с 2011г. формирование и ведение Государственного реестра социального страхования осуществляет пенсионный фонд. Взносы плательщики уплачивают от начисленной З\П. В соответствии с этим законом:
Единый взнос на обязательное государственное социальное страхование – это консолидированный страховой взнос, сбор которого осуществляется в систему обязательного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе с целью обеспечения защиты в случаях предусмотренных законодательством, прав застрахованных лиц и членов их семей.
Единый взнос не входит в систему налогообложения. Поступающие в виде взноса средства не могут зачисляться в госбюджет и другие бюджеты. Единый взнос устанавливается в % к базе начисления по ставкам которые различаются в соответствии с классами профессионального риска производства.
1 класс - от 36.76%....... 67 класс - 49.7%
28.02.2014