double arrow

Третий этап. Получение обратной информации об успешности воспитательной работы – важнейшая педагогическая задача каждого из этапов развития коллектива

Получение обратной информации об успешности воспитательной работы – важнейшая педагогическая задача каждого из этапов развития коллектива. Однако на третьем этапе изучение учащихся приобретает особое значение. Это объясняется его спецификой – интенсивным идейно-нравственным формированием личности.

Необходимо вести систематическое наблюдение за поведением воспитанников:

от чего они получают наибольшее удовлетворение,

при каких обстоятельствах более всего огорчаются,

какими бывают в присутствии людей, с которыми находятся в разных отношениях,

и как поступают, когда уверены, что за ними не наблюдают.

Все это во многом раскроет главенствующие в поведении воспитанника мотивы, а стало быть, его нравственный облик.

Еще в большей степени изучению учащихся помогут естественно возникающие и специально организуемые воспитательные ситуации. Например, в обычной ситуации дежурства можно посмотреть, как у его участников сочетаются такие проявления, как забота о деле и забота о людях.

Разные по своему нравственному смыслу варианты поведения могут дать образцовое дежурство с точки зрения выполнения этой роли – соблюдения порядка. Точно так же за любой объективно полезной деятельностью могут скрываться далеко не однозначные мотивы.

Подлинное движение коллектива, его нравственное воздействие на личность не может состояться без специального формирования у каждого его члена идейно значимых, общественно ценных мотивов деятельности. Побуждающую силу теперь должны приобрести патриотические, гуманистические и коллективистические идеи. Подобный характер побуждений, по содержанию, будет свидетельствовать о достижении серьезной высоты в нравственном формировании личности – о становлении ее гражданственности.

К новообразованиям третьего этапа коллектив подходит, опираясь на пройденный опыт яркой, увлекательной коллективной жизни. Важно своевременно использовать этот опыт для решения новых, более сложных задач, требующих прежде всего нравственных условий, идейности.

Для третьего этапа развития коллектива специфично становление устойчивых гуманистических отношений широкого плана. Их появление – результат участия в делах, имеющих высокий нравственный смысл. Новая, более сложная деятельность требует для своего успеха бескорыстия, умения понять другого человека, готовности поступиться своим интересом, удобством, временем не только ради товарищей, но и незнакомых людей, идейного и трудового сотрудничества с другими коллективами. Именно на третьем этапе происходит подлинное открытие человека человеком, переживание ценности человеческой личности, гордости за «наших ребят».

Суть педагогического руководства на третьем этапе – в его предельной индивидуализации. В условиях подлинного самоуправления, многогранной деятельности и нравственно ценных отношений педагогу необходимо заботиться о максимально точном индивидуальном воздействии коллектива на личность. Это значит систематически изучать и корректировать жизненную позицию каждого – его отношения к целям коллектива, к смыслу жизни, к роли в деятельности и к будущей профессии, к товарищам, к людям вообще. Это значит также корректировать принятую воспитанником к исполнению программу самовоспитания и самообразования.

Особенности третьего этапа выступают в виде двух основных противоречий: между уровнем развития практической деятельности коллектива и его нравственно ценными отношениями; между имеющимися менее значимыми мотивами деятельности и поведения и требуемыми нравственно ценными мотивами, созвучными целям коллектива.

Итак, третий этап можно считать состоявшимся, когда:

· цели деятельности, ее общественно ценный смысл для подавляющего большинства воспитанников приобрели побуждающее значение, определяя их поведение и взаимоотношения в коллективе;

· коллектив переживает интенсивное формирование гуманистических отношений широкого плана;

· поведение ребенка в коллективе приобретает устойчивость, из ситуационного оно превращается в саморегулируемое. Этому способствует процесс самовоспитания – предъявление к себе требований широкого нравственного плана;

· самодвижение коллектива приобретает качество самоопределения: члены коллектива самостоятельно вырабатывают общие и частные цели своей жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: