Рассмотрение этапов развития коллектива позволяет сделать выводы: коллектив, созданный в воспитательных целях под непосредственным педагогическим руководством, затем приобретает способность к самодвижению, к своей собственной жизнедеятельности; источником самодвижения коллектива является все более усложняющаяся деятельность – процесс овладения ее общественно ценным смыслом, превращение этого смысла в реально действующие мотивы для членов коллектива. В этом суть его воздействия на личность ребенка.
Таким образом, нравственное формирование личности в коллективе определяется этапами его развития, в ходе которых изменяется активность воспитанников – от менее ценной в нравственном отношении до их гражданской позиции.
Детский коллектив, проходя все этапы, изменяется, а у ребенка изменяется чувство коллективности. Вначале оно выражено в том, что ребята просто стараются быть вместе, потом простое совместное времепровождение перестает быть главным, они ищут общие дела и хотят их сделать так, чтобы получить удовлетворение. Потом коллективизм уходит во внутрь каждого ребенка, становится неотъемлемой чертой личности. В этом случае он измеряется не количеством, совместно проведенного времени, а личным вкладом каждого, чувством ответственности за своих товарищей, проявленной инициативой.
Не в наших правилах от трудностей бежать
Или сливаться с серостью толпы
Шагаем по ступеням, стремимся побеждать
И быть хозяином своей судьбы