Специфика работы с разной возрастной категорией детей (младший, средний, старший возраст)

Возрастная особенность/ советы Физические особенности Психологические особенности Потребности
5-8(младшие) ·Много играть, но дозировать нагрузки (ограничение прыжков и бега). ·Организовывать деятельность, но поддерживайте их идеи, давайте свободу, при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря. 1. Руки, ноги растут быстрей, чем тело. 2. Не очень прочный опорно-двигательный аппарат. 3. Слабая мускулатура пресса и спины (вероятность что-то надорвать). 4. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те которые требуют точности. 5. Высокая утомляемость (работоспособность падает через 25-ЗО мин занятия). 1. Авторитет старших (копируют взрослых). 2. Повышенная активность. 3. Друзья – те, кто постоянно рядом 4. Понятны только конкретные поручения. 5. Очень доверчивы, исполнительны, послушны и впечатлительны, быстро реагируют на все необычное, яркое, нетерпеливы, подражательны. 6. Формирование положительного отношения к труду оказывают влияние успешность выполненной работы, оценка и похвала взрослых, осознание полезности и необходимости своего труда(например, использование каждой поделки по назначению). 1. Обучение (дети – пластилин и губка) (желание знать, что хорошо, что плохо). 2. Потребность различать, что такое хорошо, что такое плохо. 3. Игры, движение, внешние впечатления. 4. Потребность быть самостоятельным. 5. Потребность иметь друзей и умение дружить. 6. Потребность общения со взрослыми.
Рекомендуемые формы работы: игры с правилами, игрушками, спортинвентарем; игры с синхронными действиями; чтение, слушание сказок; рисование, поделки; праздники.
9-11(средние) ·Предлагать разнообразную деятельность, в особенности по интересам. ·Быть очень осторожным в словах и поступках (ребенок накапливает эмпирический опыт, делает выводы, ищет аналогии ситуаций из книг, фильмов). 1. Рост девочек быстрее, чем мальчиков. 2. Часты головная боль и учащенное сердцебиение. 3. Активно развивается нервная система. 1. Поощрение и похвала. 2. Очень энергичны, нужна постоянная деятельность, в т.ч. и самостоятельная. 3. Любопытны. 4. Борьба полов, но влюбчивы. 5. Боятся поражений, чувствительны к критике. 6. Постоянная смена интересов и настроения. 7. Легко выполняют любые поручения и легки на подъем (если есть мотивация). Все предыдущие + 1. Похвала. 2. Поощрение. 3. Потребность в коллективных действиях и играх. 4. Удовлетворение любопытства.
Рекомендуемые формы работы (предыдущие +): коллективная творческая деятельность, игры на местности, огоньки, дискотеки, система зарабатывания каких-либо благ, рейтинга, праздники.
12-14 Подростковый младший ·Сплочение коллектива! ·Давать возможность проявить себя, быть полезным команде. ·Быть лидером. ·Быстро определить типы лидеров в отряде. 1. Половое созревание. 2. Быстрый рост мускулатуры. 3. Девочки выше мальчиков. 4. Изменяется сердечнососудистая система, ОТСЮДА недостаточное снабжение мозга кровью, из-за чего повышается утомляемость. 5. Изменения в эндокринной системе, ОТСЮДА чувство неуклюжести, неловкости, тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. 1. Важно мнение сверстников (стадное чувство). 2. Стремление к соревнованию. 3. Сопротивление критике. 4. Формирование самооценки. 5. Поиск своего места в коллективе. 1. быть принятым в группе сверстников. 2. иметь кумиров, идеалов для подражания. 3. заниматься своей внешностью. 4. интерес к противоположному полу. 5. потребность в самоутверждении.
Рекомендуемые формы работы: Коллективные игры, внутри отрядные КТД-концерты, работа на взаимодействие мальчик – девочка, нестандартные формы работы.
15-16 Подростковый старший 1. У большинства девочек завершается половое созревание. 2. Мальчики становятся физически сильнее и выносливее. 3. Повышенный обмен веществ. 4. Большие индивидуальные особенности в развитии: различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть. 5. Завершение роста скелета. 1. Крайности поведения (самодостаточность, независимость). 2. Повышенная эмоциональность. 3. Беспокойство о собственной внешности. 4. Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками. 5. Первая любовь. 6. Беспокойство о своей внешности. 7. Растет социальная активность. 8. Желание быть ответственным, сделать что-то стоящее, полезное. 9. Формируются жизненные цели, мировоззрение. 10. Большой интерес к личностному росту. 11. Определение с профессией. 1. Потребность в творческих и спортивных успехах. 2. Потребность приобрести навыки взаимодействия с противоположным полом. 3. Потребность ответить на вопрос «Кто я и мое место среди других?». 4. Принятие группы сверстников. 5. Навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с другими.
Рекомендуемые формы работы: Дискуссии, огоньки, вечеринки, коллективные игры, игры на поднятие эмоционального фона.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: