Одним из проявлений неэффективного использования труда является неполная занятость, или скрытая безработица, размер которой в определенной степени характеризуется численностью работников, работающих неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, и численностью лиц, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации.
Таблица 3.
Вынужденная неполная занятость в странах Содружества в 2003 году
Страна | Численность работников | |||
работавших неполное рабочее время | которым были предоставлены отпуска с частичной оплатой или без оплаты | |||
тыс.чел. | % от средней численности | тыс.чел. | % от средней численности | |
Азербайджан | 0,8 | 0,1 | 30,3 | 2,4 |
Армения | 2,3 | 0,6 | 18,3 | 4,9 |
Белоруссия | 197,9 | 5,6 | 158,6 | 4,5 |
Казахстан | 39,7 | 1,5 | 1,9 | |
Киргизия | 7,2 | 1,4 | 33,8 | 6,7 |
Молдавия | 9,1 | 1,3 | 54,9 | 8,1 |
Россия | 3,3 | |||
Таджикистан | 7,6 | 0,7 | 71,6 | 6,7 |
Украина | 1326,4 | 11,3 | 377,3 | 3,2 |
Наибольшие размеры неполной занятости в 2003 году наблюдались в промышленности (особенно в химической и нефтехимической, текстильной, кожевенной, меховой и обувной промышленности), строительстве, транспорте, научных учреждениях.
|
|
Международной организацией труда (МОТ) вынужденная неполная занятость с одновременным снижением заработной платы определяется как сокращенное рабочее время, или частичная безработица. А продолжительность рабочей недели, значительно ниже нормальной (если при этом режиме работают на постоянной и добровольной основе) считается неполной рабочей неделей.
Общий подход к определению вынужденной неполной занятости и частичной безработицы основывается на положениях 44-й, 166-й и 168-й конвенций МОТ. В указанных конвенциях, в частности, отмечается:
«В случае частичной безработицы возмещения или помощь выплачивается лицам, занятость которых сокращена в границах, установленных законодательством страны» (Конвенция 44).
«Если считается, что временное сокращение нормальной продолжительности рабочего времени может предотвратить увольнения в связи с временной экономической трудностью или свести их количество к минимуму, то необходимо рассмотреть возможность частичной компенсации потерь в заработной плате за неотработанные нормальные часы рабочего времени, которое финансируется в соответствии с национальным законодательством и практикой» (Конвенция 166).
В Конвенции 168 указывается на необходимость разработки приоритетной политики на рынке труда, которая будет оказывать содействие достижению всяческими средствами полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Конвенция содержит перечень правовых норм, социальных гарантий на случай безработицы, на которые следует ориентироваться государствам при разработке законодательства. В частности, система предоставления помощи по безработице может охватывать и лиц, которые работают неполное рабочее время, но фактически ищут работу на полный рабочий день.
|
|