Археология Древнего Ханаана или Сиро-Палестины

«Ханаан» в исторической и библейской науке - понятие очень неопределенное. Иногда источники подразумевают всю Палестину, именуя ее Ханааном, иногда только побережье Палестины, иногда и только западную часть.

Термин «Ханаан» появился примерно в XIV веке до Р.Х. и впервые учеными обнаружено упоминание о Ханаане в т.н. «амарнских» текстах из Египта. Эпоха Амарны - это период правления фараона Аменхотепа IV Эхнатона, который выстроил новую столицу, назвав ее Ахетатон, в которой было средоточие всей египетской жизни. После Ахетатон был раскопан археологами. На этом месте существовала деревенька Эль-Амарна, поэтому этот период истории теперь называется «амарнский». Это - XIV век.

Именовалась эта страна «Кинахни», т.е. страна, где производили и торговали пурпуром.

«Ханаан» - это огреченая форма «Кинахни».

Страна сначала была заселена очень редко и состояла, в основном, из городов - государств, из которых известны Иерихон, Гай, Гизер, Мигиддо и т.д.

Вся территория Ханаана находилась под владычеством Египта, хотя и не прямым, но зависимым от Египта.

С падением XII династии Египет утратил свою мощь, и всей этой территорией, включая и сам Египет, овладели т.н. гиксосы. Но примерно через 100 лет, с ослаблением власти гиксосов, с наступлением Нового Царства при фараоне Яхмасе I Египет снова восстанавливает свою власть над Ханааном, и в этот период население Ханаана становится смешанным. Это отражает 9‑я глава книги Иисуса Навина. Здесь уже среди вторгшихся племен упоминаются:

· хеттеи,

· хореи (которые в Библии именуются евеями)

· амореи.

С другой стороны, несмотря на то, что Ханаан находился под владычеством Египта практически всегда, он находился под очень сильным влиянием Месопотамии, и даже долгое время, несмотря на то, что ханаанский язык - семитский и имел свою письменность, в официальной переписке пользовались вавилонской клинописью, и даже свои послания и донесения в Египет царьки писали по-вавилонски, и фараон отвечал им по-вавилонски. Т.о., эта территория находилась под двойным влиянием и культурным, и политическим.

Постепенно термин «ханаанеянин» стал обозначать «купец». Это связано с тем, что ханаанеяне основали такие прибрежные города, как Тир, Сидон, и стали заниматься мореходством и торговлей, и с этого времени они именуются в греческих источниках «финикияне». Это известно и из Ветхого Завета, где тирский царь активно торговал и с Соломоном, и Давидом. Т.о., термин «ханаанеянин» перешло в понятие «торговец». Даже до сего дня ханаанейские слова для денежных операций сохраняются в языках Ближнего Востока.

Ханаанеяне известны также в истории человечества тем, что от них сохранилась алфавитная письменность. Впервые алфавитные надписи были обнаружены на Синайском полуострове в египетских медных рудниках. И именно от финикиян этот алфавит переняли греки примерно в VIII веке, а от греков разошелся по всему миру, попав и к нам.

Немало взяли от ханаанеян и евреи, т.к. культурный уровень евреев, заселявших Ханаан, был значительно ниже. Даже Соломон, как мы знаем, не мог сам храм построить, а приглашали архитекторов, зодчих и каменотесов из Тира, и они, как известно, выстроили этот храм по типу своих храмов. Храм Соломона - типичный ханаанейский храм, только больших размеров. У ханаанеян были т.н. «ашеры», священные столбы, так они их и перед храмом Соломона поставили 2 столба, присвоив им имена, и евреи даже не знали, для чего эти столбы.

Кроме того, сам еврейский язык является диалектом ханаанейского языка. Когда евреи заселяли Палестину, они утратили связь с арамеями и переняли ханаанейский язык, переработав его под себя. Некоторые учёные даже считают, что книга «Песнь Песней» первоначально была культовым ханаанейским произведением, включавшимся в культ плодородия.

Различные титулы своих богов, как Эль-Элион (Бог Великий), Эль-Шаддай (Бог Всемогущий), Адонаи, «Грядущий на облаках» и т.д. - это ханаанейские эпитеты их богов, они встречаются и в ВЗ. Т.е., евреи очень сильно были подвержены влиянию Ханаана (Против чего пророки и восставали), и даже, как мы знаем, до периода иерусалимской реформы, произведенной царем Иосией, храм Соломонов был наполнен всеми атрибутами ханаанейских божеств (4Цар.).

Часть еврейских обрядов тоже берет своё начало в ханаанейских обрядах. По крайней мере, все виды жертв, которые описаны в книге Левит, были и у ханаанеян.

Ритуальная еврейская музыка - это ханаанейская музыка.

Т.о., ханаанеи сделали немалый вклад в развитие евреев, ханаанеи евреев фактически окультурили.

Однако, конечно, все эти заимствования евреи подвергли существенной переработке: одежда осталась прежней, но содержание резко изменилось.

Почему евреи были очень привержены поклонению Богу в виде тельца. И Аарон создал тельца, и потом, когда произошло разделение царств, Иеровоам поставил в Вефиле и Дане тельцов, т.е. народу было это близко, они тут же приняли это. Это в связи с тем, что верховный бог ханаанеев Эл изображался в виде тельца.

Само наименование «Бог» в ВЗ ханаанейское, потому что верховный бог ханаанеев - «Эл» (la), или множественное число «Элогим» (~yhil{a/).

История ханаанеев стали известны совсем недавно. С 1929 года были произведены в местечке Расшаvмра, где был древний ханаанейский город Угарит. Там была раскопана эта культура, найдены мифологические тексты, алфавит.

Поэтому в старых пособиях ВЗ вы не найдете этих ссылок или разъяснений, и очень много мест ВЗ, особенно связанных с культом или ритуалом, были непонятны. Придумывали всевозможные толкования, ухищрялись, но все равно эти места были непонятны. Толкователи пытались навязывать свои представления, но все это не вязалось. Например, совершенно было непонятно запрещение варить козленка в молоке матери. Чего только не измышляли толкователи XIX века и прочих времен, придумали какие-то символические толкования. А это просто был один из ханаанейских культовых обрядов, и для того, чтобы не следовать этому обряду, в книгу Завета было внесено это запрещение.

12.1???????????????

Поскольку ханаанская религия была создана очень древней цивилизацией, то естественно, что доминирующую роль в ней играли аграрные культы, т.е. зависящие от земли, климата - культы плодородия. Эти климатические условия нашли свое отражение и в культе, и в мифологии. Например, в мифах очень ярко выступает противопоставление зимы и лета, животворность воды. Поэтому, плодородие - главная забота ханаанейских мифов и культов.

Боги ханаанеян составляли организованную иерархическую систему. В старой литературе вы можете прочитать, что ханаанейская религия имела характер демонологии, т.е. поклонения различным духам. Это отчасти так, но существовала и иерархия богов. Наряду с иерархической структурой богов, действительно, существовали развитые представления о различных духах (источников, полей, высот), и все эти духи именовались «ваалами». Это мы видим, например, из ВЗ. Когда Иаков бежит из Месопотамии к Лавану, на ночь останавливается, ложится, кладет камень себе под голову и видит сон. Проснулся и сказал: «Поистине, это место - Дом Божий, Врата Небесная», - взял камень, и возлил на него елей. Т.е., это - место обитания местного духа, а камень - священный, где, видимо, этот дух живет, поэтому Иаков и возлил на него елей (принес жертву этому духу). Эти «Дома Божии», или вертикально стоящие камни, очень почитались и назывались «Бет-Эль» (lae tybe)- «Дом Бога» (в греческой транскрипции «Baiqhl»).

Итак, несмотря на демонологическую сторону, были представления и об иерархической системе богов, в которой каждый бог имел свои определенные функции. Даже найдены различные списки этих богов.

Документы из Угарита (Расшамра, XV-XIV века) говорят, что ханаанеяне имели достаточно ясные понятия о своем пантеоне божеств. Пантеон именуется разными терминами:

1. «Все боги»

2. «Полнота божеств»;

3. «Все сыновья Эла»;

4. «Совет Богов».

Божеств было очень много, иногда их насчитывают до 76‑ти.

1. Первое место среди них занимал Эл, который почитал во всем семитском мире, поэтому во всех семитских языках «Эл» стало общим названием «Бог».

la у евреев и арабов немного трансформировалось и стало произноситься hla [элоаvх] (У арабов [allah]), отсюда множественное число от hla - ~yhil{a/ [элогиvм]. У ханаанеян, кроме общего значения, это наименование выступало, как имя собственное их верховного бога. Этимология этого слова не совсем ясна. Наиболее правдоподобно представляется происхождение этого слова от «быть сильным». Эл считался главой богов, царем в полном смысле этого слова, творцом всего сотворенного. Он - вечный, всемогущий справедливый, мудрый и одновремено добрый и милостивый. Его почитали за отца всех богов и людей, и милость его старались заслужить жертвами. Почти ни один текст из Угарита не обходится без рассказа или упоминания о нем. Представляли Эла в виде старца с длинной бородой и чтили под видом быка.

2. Другим важным божеством ханаанейского пантеона, как явствует из угаритских табличек, был великий бог бури и грозы Ваал. Именно это его значение, как бога бури, дождя, грозы и засвидетельствовано в ВЗ, когда пророк Илия состязается с пророками Ваала. Если Ваал - господин этого всего, то молнии должны сойти с неба. Способ состязания используется именно с атрибутами Ваала.

Ваал почитался в различных городах в разных формах, ипостасях (Ваал-Хаддад, Ваал-Цефон и др.).

3. Почитали они и такого бога, как Дагон, известный из ВЗ, правда, там говорится, что это бог филистимлян - храм Дагона в Азоте. Филистимляне переняли культ Дагона у ханаанеян.

4. Богом засухи и неурожая был Мот. И в еврейском языке [mot] стало просто обозначать «смерть».

В финикийском пантеоне были также и богини.

5. Одной из почитаемых богинь была Ашер, которая изображалась в виде вертикального деревянного столба.

6. Астарта, богиня утренней звезды. Греки отождествляли ее со своей Афродитой или вавилонской богиней Иштар. При святилищах этой богини содержались т.н. «иеродулы», которые были предназначены для священной проституции (И у евреев при храме Силомском были «блудницы», и при храме Соломоновом. Когда Иосия производил реформацию, сказано: «И дома блудилищные при храме разрушил». У евреев это все было, только позже покрыли благочестивой пеленой, и только вскользь кое-где ВЗ об этом нескрывая говорит.).

7. Аvнат, сестра Ваала.

Каждый ханаанейский город имел своего бога-покровителя. Например, главным богом Тира был Ваал-Меленкар. В Сидоне главным богом был Эшмуvн, бог врачевания, который, по угаритским табличкам, сам себя оскопил, чтобы уберечься от любовного натиска Астарты.

Кроме того, почитались священные деревья, источники, возвышенности и камни.

12.2????????????

Святилищами или жилищами, домами богов, где можно было с ними войти в контакт, первоначально были естественные возвышенности: «бамоvт» - «высоты». Одновременно местами культа были священные рощи. Иногда при святилищах находились кладбища. В позднейший период, с развитием городской цивилизации, стали строить храмы, которые постепенно заменяли естественные возвышенности. Например, в Угарите был открыт храм Ваалa и Дагона. Состоял он из притвора, святилища и Святого Святых - т.е. все те элементы, которые мы знаем из ВЗ. ВЗ-й храм - точная копия ханаанских храмов. В Святое Святых, которое считалось обиталищем бога, тоже мог входить только главный жрец во время великих торжеств (а не раз в год).

Перед притвором находилась площадь, где помещался жертвенник. Было медное море для омовения, рядом с храмом находились помещения для жрецов, как и при соломоновом храме.

Жрецы были подчинены верховному жрецу. Наряду со жречеством, была ещё одна группа людей, посвященных божеству и служащих при храме. Это т.н. «кодашим» - «посвященные». Они исполняли ту же роль, что и пророки в Израиле. Кроме общины жрецов, при храме были школы писцов. Жречество в Ханаане, как и в ВЗ, было наследственным. Но, тем не менее, жречество считалось государственной должностью, и содержались они царем.

Основным актом ханаанейского культа была жертва. Известны жертвы из животных, плодов земли и жидкостей (т.е. вареные жертвы), а также и человеческие жертвы, которые держались очень долго. Из римской истории мы знаем, что когда велись «Пунические войны», которые Рим вел с Карфагеном (тогда финикийский город), и когда Карфаген в третью пуническую войну был в осаде, там ежедневно совершались человеческие жертвы. Человеческие жертвоприношения происходили при закладке городов, крупных зданий. При этом убитых младенцев помещали в кувшин и замуровывали в фундамент. Из ВЗ мы тоже знаем, как некий Аман первенца своего убил, замуровал в кувшин и заложил в основание города.

Человеческие жертвы приносили особенно в честь Мелькарта (Молоха), который считался владыкой человечества, и которое всецело от него зависела.

В случаях крайней опасности царь собственноручно закaлал своего первенца. Но происходили и ежегодные человеческие жертвоприношения.

Были жертвы из детей, сжигавшихся живьем. Эта жертва называлась «молк». Такие жертвы совершались прямо у ворот Иерусалима в т.н. Долине Генномовой. Это место называлось Тофет.

В одном из угаритских текстов было найдено описание одного из жертвоприношения в какой-то праздник одновременно Элу и Ваалу. Жертвоприносителем был царь, который, помазавши себе руки кровью жертвы, входил в святилище, где было изображение бога. Как и еврейский первосвященник окунал перст в кровь, заходил в святилище и кропил на жертвенник. Затем с жертвенным агнцем и козлом, а также серебряной чашей, полной вина, и золотой чашей, наполненной медом, он восходил на возвышенность (twmB бамоvт, терраса храма), где воздевал руки и приносил жертву. Затем он спускался с террасы, и приготавливалась общая трапеза для всех участников жертвоприношения.

Культовым актом в ханаанейской религии была также священная проституция, связанная с культом высот и священных рощ. Особенно против этого культа восстает ВЗ, пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль говорили об этом.

Сами празднества частично описаны в ВЗ у Исаии, Амоса. Праздник состоял из жертвенной трапезы. В ВЗ только мирная жертва делилась приносящими, а тут всегда была жертвенная трапеза, и называлась эта трапеза «есть, пить и веселиться пред господом», это - трапеза вместе с богом, в присутствии бога. Эти праздники представляли собой жуткое зрелище, потому что очень много употреблялось вина. Например, в рассказе об Анне, матери Самуила, она пришла в храм на праздник, молилась, двигались только губы. А Илий подумал, что она пьяна. Если бы подобных празднеств не было, то и мысли бы такой не было. Пророк Исаия описывает, как столы заполнены объедками, костями, блевотиной (напр. 28‑я глава). Путем опъянения люди стремились слиться с божеством, дойти до состояния вдохновения. Были и другие средства для этого, напр. пророки Ваала в состязании с Илией доводили себя до исступления, когда резали себя ножами, стремясь, чтобы бог их услышал. В книге Осии (7‑я глава) тоже об этом говорится.

Частично этот культ (по крайней мере, по форме, а не по содержанию) был воспринят евреями. Потому пророки и борются везде против ханаанейского влияния, что народ был этому подвержен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: