История древнееврейской религии

Религия Израиля была для древнего мира явлением уникальным. Совпав с возникновением израильского народа в XII веке, эта религия имела приблизительно тысячелетнюю историю до того, как она трансформировалась в иудаизм непосредственно перед христианской эрой.

Вера Израиля полностью сохранила свой основной и особенный характер, каким она отличалась с самого начала.

14.1?????????????????

Хотя религия Израиля в точном смысле слова начинается с Моисея, она была подготовлена религией патриархов. Как видно из книги Бытия, а также из небиблейских текстов, дошедших до нас, религия патриархов была особого вида, отличная от официального язычества окружающих народов и стран. Бог патриархов был Богом рода, личным Богом. Это видно из определенных архаических имен для обозначения Божества в книге Бытия. Например, Бог иногда называется Щит («Не бойся, Я - твой Щит»), или «Тот Бог», или «Страх». Это мы можем также проследить в ранних личных теофорных именах, таких как Авирам, Аирам, Авимелех, в которых о Боге говорится, как об отце или брате верующего («Авимелех» - «Мой отец - Бог»).

Бог патриархов считался невидимым главой рода, поэтому телесный глава рода обязывался служить Богу, т.к. он получал благословение от Бога на все свои дела.

Культ Бога патриархов был очень простым, его совершал сам патриарх, глава рода. Когда же патриархи вошли в Палестину, они стали отправлять обряды в местных святилищах, и их боги или Бог, без сомнения, стал отождествляться с почитавшимися там богами. Патриархи поклонялись Богу под именем Эль или Эл, а это - имя ханаанского бога. И только потом это слово приобрело вообще собирательное значение «Бог», а не какая-то конкретная Личность. В то время как различным языческим богам в Ханаане поклонялись в определенных местах, Божество патриархов не было божеством-покровителем определенной местности. Он был покровителем рода, за успехами которого Он следил. По мере того, как патриархальные израильские роды то переселялись в Египет, то кочевали по Палестине, местные боги тех народов иногда тоже отождествлялись с Ягве, с Богом.

Существовал и вид Завета патриархов, несколько отличный от Синайского Завета, и многое в осуществлении этого Завета было близко к месопотамским религиозным представлениям, которые патриархи принесли с собой из Месопотамии.

Религия патриархов не была как-либо оформлена или закреплена в какие-то писания или священные тексты, было просто устное почитание Бога как главы рода.

Сама же религия Израиля, ягвизм, как и сам Израиль, возникли в событии Исхода из Египта. Хотя ягвизм усвоил обычаи, существовавшие до Моисея, заимствовал он и другие различные обычаи, но с самого начала она имела свой особый характер.

Центром ягвизма была не идея Бога (она принималась, как данность), а память об историческом событии, воспринятом и понимаемом в свете ягвизма. Это событие запечатлелось в сознании народа не просто как исторический факт, а в свете веры. Историческому факту было придано религиолзное значение. Этим событием был Исход из Египта, и в последующие времена всегда ссылались на Исход.

Каковы бы ни были детали Исхода, нет сомнения, что группа древних евреев, которые находились на положении государственных рабов в Египте, была выведена оттуда Моисеем по повеления нового Бога Ягве [hwhy]. До этого «с этим именем Я никому ещё не открывался», говорит Ягве. В богоявлении при купине Он говорит: «Я - Бог Авраама, Исаака и Иакова», т.е. происходит отождествление: Я - Тот Самый Бог, в которого верили предки, но открываюсь с новым именем.

Ягвизм тесно связывается с Синаем получением заповедей и вступлением в Завет.

Т.о. в религиозные понятия евреев включается ещё понятие Завета и Избранничества, тот, кто состоит в Завете, тот избранный.

В эпоху патриархов никакого понятия избранничества не было, всё определялось обрезанием. А когда Аврааму был дан закон обрезания, то сказано: «Пусть будет обрезан весь мужеский пол в семье», и о племенной принадлежности не говорится, все, кто обрезан, находятся под покровительством родового Бога. Здесь же тот, кто вступил в Завет, тот избранный народ, избранный человек.

Форма Завета, как она описана в книге Исход, является древней формой и имеет тот же вид, какие были договора между господином и подданными или царем-завоевателем и завоёванными. До нас дошел хеттский договор, в котором царь обращается к вассалам, напоминает о том, что он сделал, призывает их к благодарности (т.н. преамбула), излагает свои условия в этом договоре, а от вассалов требуется исполнение. Это - типовая форма древних договоров. В такой же форме изложен и Синайский Завет с Богом. Бог объявляет, Кто Он такой (Бог Авраама, Исаака и Иакова), рассказывается, какие благодеяния сделал (казни египетские, вывел из дома рабства), далее перечисляются различные законы, по каким должен жить этот народ, и за повиновение и исполнение договора различные благодеяния, а за нарушение - наказание. Форма Завета выдержана в традиции древних восточных т.н. «сюзеренных» договоров (Сюзерен - человек, которому подчинялись вассалы, т.н. сюзерено-вассальные отношения). Эти особенности говорят как о древности Завета, так и о его значении. Израиль начал своё существование не как национальная единица, а как народ одного Бога, т.е. как федерация родов, которая обязана жить в союзе друг с другом под властью одного Бога. Т.о. сама форма Завета говорит о том, что состав древнего Израильского народа был очень неоднородным, их объединяла религия.

Бог Израиля назывался Ягве. Относительно значения этого имени нет согласия. Наиболее вероятной принимают такую интерпретацию. Слово «Ягве» происходит от глагола «быть» [иегиv].

А вообще в тексте Библии сказано: hy<h.a, rv,a] hy<h.a, [еги ашер еги] (LXX - VEgw, eivmi o` w;n), самого имени, собственно, нет. Он есть - Причина бытия, которая становится существованием. Это близко к египетским текстам в Египетском богословском трактате.

С течением времени первоначальное значение было утрачено, и слово hwhy стало личным именем. С самого начала имя показывает, что Бог был не местным природным божеством, но высшим Богом космического плана. Неизвестно, поклонялись ли протоизраильтяне Богу под именем hwhy до Моисея, но, по крайней мере, в тексте ВЗ нигде это имя не упоминается (?). Т.о., религия Израиля, ягвизм, начался с Моисея.

Но в результате плена ягвизм был утерян вместе с именем Бога. Не просто была потеряна религия, а даже потеряли имя собственного Бога, и для того, чтобы как-то оправдать потерю, была придумана благочестивая легенда о том, что имя Божие такое святое, что его никогда нельзя было произносить, и только раз в год первосвященник под крики народа якобы,.. а на самом деле они его потеряли. В текстах оно осталось, а как произносится, они не знали, и придумали, что его нельзя произносить.

С самого начала Израилю было запрещено поклоняться какому-либо богу, кроме Ягве. И хотя Израиль неоднократно поклонялся другим Богам, это никогда не прощалось и не предавалось забвению, поэтому Ветхий Завет хранит все эти формы отступлений. Считалось, что Ягве - Бог ревнивый, который не терпит никаких соперников. Он один сотворил Вселенную, у Него нет никакого пантеона, нет супруги, нет потомства, как у языческих богов. В древнееврейском языке даже вообще нет слова «богиня». По этой причине у Израиля нет мифологии. Есть мифологические заимствования из других религий, но в этих заимствованиях миф настолько вычищается от всего политеистического, что трудно иногда узнать, откуда он заимствован.

Разумеется, думали, что Ягве окружен небесными воинствами, небесными силами. Он имеет своих посланников, которых именовали «Человек Божий», «Вестник Божий». Боги патриархов Эль-Шаддай (yD;v; lae - Бог Всемогущий), Эль-Элион (!Ayl.[, lae - Бог Всевышний), они почитались в той степени, в какой они могли отождествиться с Ягве, а не как подчиненные божества или иным образом.

Иногда задают вопрос, а было ли это вообще монотеизмом. На раннем этапе существования Израиль не отрицал существования других богов. Действительно, есть отрывки, где с некоторым простодушием допускалось их существование. Однако вера Израиля не была просто монолатрией или генотеизмом. Дело в том, что даже в тех случаях, когда существование других богов не отрицалось, у них отнимался статус богов. Они хотя и упоминаются, но никаких божественных прав за ними не закрепляются. Т.о. для Израиля был только один Бог. Другие боги, проникавшие из других религий, были лишены божественности, ничто не делало их богами. Поэтому в ВЗ по-еврейски если Бог - ~yhil{a/ [элогим], то когда говорится о чужих богах, то они называются ~yliylia/ [элилим] (1 Пар. 16, 26) - «ничто» или «ничтожество».

Отличался Ягве от языческих богов древнего мира и по своей сущности. Хотя Он, вроде бы, воспринимался антропоморфически («рука Божия», «ходить по стопам Господним», «и сказал Бог»), но нельзя было сделать Его изображение. Его не отождествляли ни с каким небесным телом, ни с какой естественной силой или действием, хотя Он везде проявлял Свою власть через природу. Но ни один аспект природы Ему не был присущ. Хотя Он дал заповедь и дал благословение природе плодиться, Он никогда не был Богом плодородия. Сама природа в религии Израиля хотя и не лишена жизни, но она не одухотворена. Бог проявлялся не в повторяющихся исторических событиях, а всегда действует преднамеренно, незакономерно. В Месопотамии и Египте если ты поступишь так и так, то бог ответит тебе тем и тем, здесь же это отсутствует. Поэтому в израильской религии отсутствуют ритуальные действия общения с невидимыми силами природы для своих целей.

Бога нельзя было умиротворить каким-то ритуалом, поэтому жертва, как бы она ни была важна, не может рассматриваться как простое ритуальное действие. Хотя жертвоприношения широко практиковались, в Израиле никогда не занимались магией (Магия - попытка внешними способами воздействовать на божество в своих целях). И хотя гадатели были в Израиле, но только как аномальное явление. Были ритуальные гадания (урим-туммим), но это называлось не гаданием, а «вопрошанием воли Божией».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: