Идеология кумранской общины в сравнении с евангельским учением Спасителя

После находок, когда была расшифрована большая часть текстов, сразу возникла богословская проблема: в какой связи стоит благовестие Иисуса из Назарета с учением кумранской общины?

Проблема состоит в том, что учёные-нехристиане или неимеющие никакого отношения к христианству хотят в своих изучениях достичь того, что Иисус якобы ничего нового не сказал, чего бы не было известно в Кумране. И хотя они не отвергают историчность Спасителя, но, якобы, ничего нового не было Им сказано. Этому учили и другие одновременно с ним.

Разрешая этот вопрос, любым учёным заведомо невозможно утверждать определённо, что у Иисуса Христа в юности были личные контакты с кумранитами или с кумранским обществом. Нет возможностей. Если у Иоанна Крестителя или Иоанна Богослова мы что-то можем сказать, то здесь - нет. Это важный тезис в этом вопросе.

Сами кумранские тексты дают нам представления об одной иудейской секте во времена Спасителя. Нам известно, что кумранская община считала себя общиной святых, общиной «конца мира». Они считали себя «остатком Израиля», предназначенным ко спасению. Ветхозаветное понятие об «остатке» - это мысль о том, что Бог по Своему обетованию в день суда некоторую часть человечества оставит неистреблённой. Поэтому они призывали к покаянию, требовали от своих членов строгого подвига, в высшей степени чистоты. То есть, они пытались осуществить идею быть Народом Божиим.

В Евангелии, хотя оно становится более понятным на фоне таких идей, живших в эту эпоху, но Спаситель провозглашает другой тип благочестия, против попыток силой стать Народом Божиим. Поэтому Евангелие стоит в полной противоположности основным мыслям кумранских текстов. Очень детальные исследователи идеологических исследований эпохи Нового Завета практически все сходятся в том, что полностью вообще невозможно считать евангельское учение каким-либо последствием кумранской идеологии. Само евангельское благовестие состоит в том, чтобы возвратить к Богу заблудших чад: не какие-то остатки спасать, а вообще человечество. Господь всех призывает: и мытарей, и грешников, - всех призывает к Божественной Трапезе. Поэтому учение Спасителя принесло подлинное обновление в жизнь. Вместо отделения от прочего народа, ненависти к врагам Божиим, избегания людей, имевших какие-то недостатки, Евангелие направлено ко всем.

Если в Кумране Царство Божие - это далёкая цель, то, что должно прийти, то Спаситель учил, что Царство Божие уже наступило: «Царство Божие среди вас».

Евангельская проповедь - любовь и к грешникам, и к заблудшим, и к врагам.

Кумран - ненавидеть врагов общины, врагов Божиих, избегать грешников.

Практически, это два разных мира: евангельский и кумранский. Кумраниты жили хотя и на переломном этапе, но полностью во власти ветхозаветных идей: обетование, остаток, отделение.

Одновременно мир Кумрана среди прочего мира того времени гораздо ближе подошёл к евангельским идеям по сравнению с другими обществами того времени.

Вполне возможно, что идеи такого рода - община, общинная жизнь, - были известны первым христианам.

Евангельское учение подчёркивает свою уникальность для своего времени. Хотя есть ассимилированные идеи и пр., но, тем не менее, учение уникально по сравнению с другими. Евангелие хотя имеет за собой ветхозаветную историю, но это - новое благовестие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: