Связи кумранской общины

29.1???????????????????

Некоторые учёные, например Штаvуфер в книге «Иерусалим и Рим», выдвигают мысль, что Иоанн Креститель в детстве или юношестве был воспитан в Кумране. Хотя некоторые считают, что его аргументация неубедительна, тем не менее, заслуживает внимания. Штауфер свой тезис об Иоанне Крестителе обосновывает выдержкой из библейских и небиблейских свидетельств.

Небиблейские - это «Правила общины». В этом тексте есть указания о воспитании детей в Кумране. Поскольку семьи у кумранитов не было, поэтому среди них были дети, которые были отданы туда на воспитание. Причём, воспитывали их с детского возраста до юношеского. Поэтому Иоанн Креститель мог туда попасть. 10 лет они изучали Закон, и после 10‑ти лет, если он хорошо учился, он переходил на обучение к священникам. О том, что ессеи учили детей, свидетельствует и Иосиф Флавий.

Исходя из этих материалов, Штауфер предполагает, что Захария отдал своего сына Иоанна именно в Кумран на воспитание, потому что Новый Завет говорит, что «младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1, 80). Здесь не указано, где он был, но предполагают, что воспитывался в иудейской пустыне среди кумранитов.

Когда Иоанн Креститель вышел на проповедь, он стал крестить, а у кумранитов один из элементов - омовения.

В речах Иоанна Крестителя усматривают некоторые элементы кумранского богословия.

Крестил он, в соответствие с евангелием от Марка, на Иордане близ Иерихона. Иерихон расположен на северо-западе от Кумрана часах в двух ходьбы.

Другие учёные считают, что, может быть, он не воспитывался там, но имел связь с этой общиной - посещал их, вел схожий образ жизни.

Но имеются и глубокие различия. Крещение Иоанна не является омовением или самопогружением, самокрещением. А у кумранитов было самопогружение, причем многократное. А крещение Иоанново - единственный акт.

Иоанн считал, что его крещение имеет значение для всех людей, он всех призывал к покаянию. В Кумране погружения имели значение только для членов общины, больше никому они этого не предлагали.

Иоанн в своей проповеди отличается от кумранской общины своим призывом к широте покаяния в грехах, кумраниты тоже призывали к покаянию, но в узком смысле слова.

Таким образом, если есть элементы схожести, но внутренних идейных расхождений гораздо больше. Иоанн не придерживался узких взглядов кумранитов.

29.2?????????????????????????????????????

Первые христиане имели совместное имущество, как мы знаем из книги Деяний.

Но первохристиане не имели общинного производства, как у кумранитов, у которых было общинное хозяйство и пр. Первохристиане если собирались в общины, сдавали туда своё имущество, но никакого совместного хозяйства они не вели.

Была общая центральная касса и у кумранитов, и у учеников Спасителя (Иуда носил ящик, куда складывались приношения).

Но у учеников Спасителя и в первохристианской общине сдача имущества была добровольной. У кумранитов это было обязательным делом. Если кто не соглашался, он не становился членом общины.

Как в Кумране, так и в Иерусалимской общине была общая трапеза.

Но у первохристиан эти общие трапезы (агапы, вечери любви) объединяли их в любви, в содружестве. Кумранские же общие трапезы были заменой культовых жертв, заменяли жертвоприношения Иерусалимского храма.

Общие черты есть, но они не сходны, они только дают повод к сравнению, но сходства не дают.

29.3????????????????

У ап. Павла находят некоторые выражения, которые были характерны для кумранитов: о борьбе Духа Божия с духом диавола, о сынах света и сынах тьмы. Средства борьбы с нечистым духом у кумранитов такие же, какие предлагает ап. Павел.

Есть у кумранитов похожее учение об оправдании верой. Хотя между учением об оправдании у кумранитов и об оправдании верой у ап. Павла имеется и коренное различие. По учению ап. Павла, оправдание освобождает человека от ВЗ‑го закона и делает его служителем Христа. По текстам же Кумрана оправдание благодатью или верой наоборот обязывает полностью соблюдать ВЗ‑й закон.

Ап. Павел говорит, что только по благодати, верой. У кумранитов оправдание происходит тоже по благодати, но через закон.

В Кумране нет понятия спасения через исполнение Закона. Нет понятия, что, исполняя закон, человек этим спасается. Ап. Павел учит, что на кресте пришёл конец закону. Закон исполняется Христом, и человек спасается верой во Христа. У них не понятие спасения, а просто если ты исполняешь закон, то ты - член общины, и всё.

29.4?????????????????

Исследователи признают, что тексты Кумрана имеют значение для понимания Евангелия от Иоанна. Дело в том, что в Евангелии от Иоанна присутствует двойственность:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: