Исходным понятием, на котором основывается маркетинг, является идея человеческих нужд, где под термином нужда – понимается ощущение нехватки человеком чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны. Это и физические нужды в пище, одежде, тепле, безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. К примеру, Вы встали, хочется поесть. Поели, хочется поговорить.
Второе исходное понятие маркетинга – потребность, которая представляет нужду, принявшую специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Иначе потребность – это «опредмеченная» нужда. Потребности обуславливаются историческими и национально-культурными особенностями. Так М. В. Ломоносов во время обучения в Германии в XVIII в. ел на завтрак крупную селедку и выпивал большую кружку пива. Большинство современных студентов завтракают иначе. Если Вы спросите друг друга, что ели сегодня утром, то ответы покажут, как особенности личности индивида обуславливают разные потребности.
Не все могут регулярно питаться осетриной и черной икрой, ездить на роскошных автомобилях проживать в загородных коттеджах. Хотя у многих такие потребности могут быть. Однако они не подкреплены покупательной способностью. Поэтому следующим ключевым понятием маркетинга является спрос или платежеспособная потребность.
Человеческие нужды, потребности и запросы удовлетворяются товарами. Под товаром мы будем понимать то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. В экономической теории личное или производственное потребление товаров или услуг рассматривается часто как непосредственное их использование домохозяйствами и фирмами. В то же время в маркетинге процесс потребления изучается шире. Потребление рассматривается двухсторонний процесс создания собственного и чтения чужого «текстов». Девушка в свитере, джинсах и кроссовках у дворца бракосочетания не воспринимается как невеста, а Вы не приходите на занятия в ватнике и кирзовых сапогах. Поэтому предложение товара должно учитывать социокультурный контекст.
Любой человек может попытаться сам произвести нужный ему товар (самообеспечение), выпросить или украсть его у других людей. Но наиболее реалистичным способом получения необходимого товара в рыночной экономике был и остается обмен. Обмен – это акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Маркетинг только тогда имеет место, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы посредством обмена.
Своеобразную фиксацию обмена в маркетинге осуществляет сделка, которая выступает как коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Сделки осуществляются с помощью рынка, представленногосовокупностью существующих и потенциальных покупателей товара. В развитом обществе рынок не обязательно рассматривается в качестве физического места для осуществления сделок. При наличии современных средств связи и транспорта обмен на рынке может совершаться через рекламу, телевидение, систему Интернет и т. п. без вступления в физический контакт с покупателями.
Таким образом, понятие «рынок» завершает цикл ключевых определений маркетинга как работы с рынком для осуществления обменов, цель которых удовлетворение человеческих нужд и потребностей.
Обзор ключевых понятий маркетинга позволяет говорить, что маркетолог не может добиться цели маркетинга без управления спросом. В зависимости от состояния спроса конкретизируются задачи и виды маркетинга. См. табл. 1.2.
Таблица 1.2
Спрос и виды маркетинга
Состояния спроса | Примеры | Виды маркетинга |
Отрицательный | Спрос на услуги стоматолога | Конверсионный маркетинг |
Отсутствующий | Спрос на услуги Интернет-торговли | Развивающий маркетинг |
Скрытый | Спрос на памперсы для детей и взрослых в начале 90-х | Стимулирующий маркетинг |
Падающий | Спрос на видеомагнитофоны стандарта VHC | Ремаркетинг |
Нерегулярный | Спрос на меховые изделия, обувь | Синхромаркетинг |
Полноценный | Спрос на мобильные телефоны | Поддерживающий маркетинг |
Чрезмерный | Летний спрос на ремонт квартир | Демаркетинг |
Нерациональный | Спрос на алкогольные и табачные изделия | Противодействующий маркетинг |