Тема 1. Маркетинг как главная интегрирующая функция управления
Возникновение и развитие маркетинга
Процесс управления маркетингом
Маркетинговая среда
Рекомендуемая литература
1. Березин, И. С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И. С. Березин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Вершина, 2007. – С. 18–102.
2. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие / П. С. Завьялов. – М.: ИНФРА-М, 2002.
3. Займан, С. Конец маркетинга, каким мы его знаем: пер. с англ. / С. Займан. – Минск: Попурри, 2003. – 400 с. (Опыт директора по маркетингу в Coca-Cola)
4. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: пер. с англ. / Ф. Котлер. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 272 с.
5. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер. – М.: Прогресс, 1990. – С. 5–110, 139–178.
6. Ламбен, Жан-Жак.Менеджмент, ориентированный на рынок: пер. с фр. / Жан-Жак Ламбен. – СПб.: Питер, 2004. – 800 с.
7. Манн, И. Маркетинг на 100%: как стать хорошим менеджером по маркетингу / И. Манн. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
|
|
8. Панкрухин, А. П. Маркетинг: учебник / А. П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2002. – 656 с.
9. Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: учебное пособие / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 25–86, 101–121.
10. Шив, Ч. Курс МВА по маркетингу: пер. с англ. / Ч. Шив, А. Хайем. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 717 с.
Возникновение и развитие маркетинга
Распространение и различные трактовки маркетинга
Слово ма'рке'тинг на английском языке marketing произошло от market, что переводится как рынок. Этот термин впервые появился в 1902 г. в США, а спустя 20 лет его уже использовали во многих странах мира.
Причинами развития маркетинга являются:
ü рост уровня жизни и уровня располагаемого дохода;
ü изменение социальных стандартов, в первую очередь, в образовании, культуре и пристрастиях (хобби);
ü улучшение дорог и транспортных средств, что позволило людям путешествовать и привозить с собой не только новые товары, но и новые впечатления и потребности;
ü увеличение свободного времени.
В то же время в географическом аспекте данный процесс проходил неравномерно, что показал И. С. Березин в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Этапы проникновения маркетинга на различные рынки
ХХ в. | США | Европа | Россия |
20-е годы | Товары повседневного спроса (FMCG) | ||
50-е годы | Товары длительного пользования (LUCG) | FMCG | |
60-е годы | Потребительские услуги | LUCG | |
70-е годы | Товары промышленного назначения | Потребительские услуги | |
80-е годы | Деловые и финансовые услуги | Товары промышленного назначения | |
90-е годы 1-я половина | Политический рынок, социальные услуги | Деловые, финансовые и социальные услуги, политический рынок | FMCG, LUCG |
90-е годы 2-я половина | Социальные и религиозные идеи | Услуги, политика | |
XXI в. | Маркетинг = философия |
Широкое распространения маркетинга породило и множество его различных определений, наиболее распространенными из них являются:
|
|
Маркетинг – это вид управленческой деятельности на предприятии, который представляет комплекс мероприятий в области исследований его торгово-сбытовой деятельности по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю (В. Е. Хруцкий).
Маркетинг – это наука о процессах, происходящих на рынке и о факторах, которые влияют на рыночные процессы.
Маркетинг – это определенная философия, концепция управления.
Широкий диапазон маркетинга был официально признан Советом Гильдии Маркетологов России в 2003 г. «Маркетинг – это философия бизнеса, основанная на систематическом изучении рынка (поведении потребителей, каналов сбыта, конкуренции) с целью разработки и реализации эффективных стратегий, направленных на прогнозирование и удовлетворение потребностей фирм, домохозяйств и физических лиц, учреждений и общественных объединений».
В этом широком смысле маркетинг определяет и Ф. Котлер, как вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворения нужд и потребностей посредствам обмена.