Для транспортной задачи, как и для любой ЗЛП, существует двойственная к ней транспортная задача.
Переменные двойственной транспортной задачи обозначим v1, v2,…, vn и (- u1), (- u2),…,(- um).
Теорема4.2 Двойственная транспортная задача всегда имеет решение и если Xopt = и Wopt = (v,1opt, v2,opt,…, vn,opt, - u,1opt, -u2,opt,…, - um,opt) – оптимальные решения транспортной и двойственной к ней задач соответственно, то выполняется условие:
(4.8)
Смысл этой теоремы состоит в том, что суммарные транспортные расходы при оптимальном плане перевозок равны приращению суммарной оценки стоимости продукции при полном удовлетворении спроса.
Переменные vj и (- ui) называют потенциалами пунктов Bj и Ai для транспортной задачи.
Теорема4.3 Для оптимальности плана Х0 транспортной задачи необходимо и достаточно существование v1, v2,…, vn и (- u1), (- u2),…,(- um) таких, что: vj – ui (i=1,2,…,m; j=1,2,…,n). При этом, если: vj – ui = , то >0.
Эта теорема даёт достаточные условия оптимальности плана Х. Разность между потенциалами пунктов Bj и Ai, т.е. величину vj – ui можно рассматривать как приращение ценности единицы продукции при перевозке из пункта Ai в пункт Bj. Поэтому если vj – ui < , то перевозка по коммуникации нерентабельна и =0. Если vj – ui = то такая перевозка рентабельна и >0.