Для строительства четырех дорог используется гравий из трех карьеров. Запасы гравия в каждом из карьеров соответственно равны 120, 280 и 160 тонн потребности в гравии для строительства каждой из дорог соответственно равны 130, 220, 60 и 70 тонн известны также тарифы перевозок 1 тонны гравия из каждого карьера к каждой из строящихся дорог, которые задаются матрицей:
Составить такой план перевозок гравия, при котором потребности в нем каждой из строящихся дорог были бы удовлетворены при наименьшей общей стоимости перевозок.
Построим математическую модель данной задачи. Пусть xij – количество тонн гравия, перевозимое из i -го карьера на строительство j -й дороги,
Целевая функция задачи выражает минимальные издержки по транспортировке гравия на строительство трех дорог и имеет вид:
F=1x11+7x12+9x13+5x14+4x21+2x22+6x23+8x24+3x31+8x32+1x33+2x34→min
Балансные ограничения на:
- вывоз гравия из карьеров:
1-го: x11 + x12 + x13 +x14 = 120;
2-го: x21 + x22 + x23 + x24 = 280;
3-го: x31 + x32 + x33 + x34 = 160;
- удовлетворение потребности в гравии на строительстве дорог:
|
|
1-й: x11 + x21 + x31 = 130;
2-й: x12 + x22 + x32 = 220;
3-й: x13 + x23 + x33 = 60;
4-й: x14 + x24 + x34 = 70;
Естественное ограничение: xij ≥ 0,
Решение
Исходные данные задачи сведем в таблицу (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Пункты отправления | Пункты назначения | Запасы | |||
В1 | В2 | В3 | В4 | ||
А1 А2 А3 | |||||
Потребности |
Как видно из таблицы 4.1, запасы гравия в карьерах (120+280+160=560) больше, чем потребности в нем (130+220+60+70=480) на строящихся дорогах. Следовательно, модель исходной транспортной задачи является открытой. Чтобы получить закрытую модель, введем дополнительный пункт назначения В5 с потребностями, равными 560-480=80 тонн. Тарифы перевозки 1 тонны гравия из всех карьеров в пункт В5 полагаем равным нулю. В результате получаем закрытую модель транспортной задачи (см. таблицу 4.2).
Шаг 1 Найдем начальное допустимое решение методом минимального элемента (метод наименьшей стоимости).
Данный метод заключается в следующем. На каждой итерации заполняется одна из допустимых ячеек транспортной таблицы, пока не будет заполнено n+m-1 ячейка. Выбор ячейки AiBj осуществляется по наименьшему тарифу. Каждая выбранная для заполнения ячейка характеризуется двумя числами ai и bj, записанными в строке и столбце, на пересечении которых стоит данная ячейка. Из этих чисел выбирается . При этом исчерпывается либо строка (ai' = 0), либо столбец (bj' = 0), либо одновременно и строка, и столбец (ai' = bj' = 0). Таким образом, после заполнения ячейки AiBj необходимо пересчитать остатки в данных строке и столбце по следующему правилу:
ai' = 0, bj' = bj - ai, если ai < bj, (а)
bj' = 0, ai' = ai - bj, если ai > bj, (в)
|
|
ai' = bj' = 0, если ai = bj. (с)
Затем выбирают новую допустимую ячейку для заполнения по наименьшему из оставшихся тарифов. Причем в случае (а) исчерпывается i -я строка, а в случае (в) – j -й столбец таблицы. Ячейки из этой строки (столбца) становятся недопустимыми для заполнения и из дальнейшего рассмотрения исключаются. Заполнение таблицы прекращается после того, как записаны в ячейки n+m-1 положительные переменные.