double arrow

Исторический и философский взгляд

Существующие представления

В конце 90-ых, проблемы ухода в период окончания жизни получили в Соединённых Штатах Америки повышенный общественный резонанс и внимание исследователей. Институтом Медицины (ЮМ) было рекомендовано изменение подхода в уходе за пациентами в период окончания жизни с высоко агрессивного конвенциального на мультидисцишшнарный паллиативный уход, который обеспечивает больший комфорт, а также качество жизни пациентов и членов их семей. ЮМ рекомендовал именно этот подход к работе с инкурабельными больными, как наиболее передовой, в то время как традиционные подходы здравоохранения “продолжали оставаться нацеленными сугубо на увеличение сроков выживания, без должного внимания к качеству жизни и неизбежности смерти.” 1

Тенденции использования КАМ

Исследования показали существенный рост в использовании методов (КАМ) в США с 1990г., включая исследования Барнса П.М и его коллег. 2 Согласно другим исследованиям, использование методов КАМ было отмечено в 54 % случаев родственниками пациентов, которые умерли от естественных причин. 3

Паллиативная и хосписная помощь

Паллиативная помощь и комплементарная медицина развивались бок о бок, по сути, также, как развивалась и обычная медицина параллельно с альтернативной медициной. Фокус внимания паллиативного ухода был сосредоточен на том, чтобы максимально уменьшать страдания больных и достичь при этом наилучшего качества жизни для пациентов, имеющих неизлечимые заболевания, и членов их семей. 4 Хосписный уход подтверждает эти цели паллиативной помощи, признавая роль междисциплинарного подхода и усиление его значимости именно в заключительной фазе жизни. 5 Современное хосписное движение в Соединенных Штатах базируется на британской модели, основанной в 1967г и получившей поддержку в 1983 г после принятия МНВ (MedicareHospiceBenefit). Это направление стало частью MPA (MedicarePart А) системы бесплатной медицинской помощи для имеющих право стать её пользователями в 1986г. Паллиативная помощь в Соединенных Штатах традиционно тяготеет к оказанию паллиативной помощи на дому, тогда как в Великобритании преобладает система стационарных хосписов. Согласно исследованиям Чепмена К.И. 6 большинство пациентов, получающих хосписную помощь в обеих странах, были с диагнозом онкологическое заболевание.

Виды комплементарной терапии (применительно к паллиативному уходу)

Недавний обзор использования методов комплементарной и альтернативной терапии, используемых в паллиативном уходе в штате Вашингтон показал, что в 86 % хосписов пациентам предлагались следующие услуги КАМ. 7

В числе наиболее часто востребованных были:

• Массаж (87 %)• Музыкальная терапия (74 %)• Биоэнерготерапия (65 %)

• Креативная визуализация (45 %)• Ароматерапия (45 %)

• Терапевтический контакт (42 %)• Акупунктура (32 %)• Терапия животными (32 %)

• Медитация (29 %)• Арттерапия (22 %)• Рефлексология (19 %)• Гипнотерапия (16 %).

Другие Методы комплементарной терапии

Рейки

Метод Рейки очень популярен, как дополнение к другим КАМ или к обычным методам лечения в системе паллиативной помощи. Эта техника связана с использованием рук практика или пациента для целенаправленного воздействия (или ухода за собой), в направлении усиления способности организма к исцелению. 8

Имеются неопровержимые доказательства того, что глубокое расслабление во время сеансов рейки положительно влияет на снятие напряжение, чувства беспокойства и восприятие из боли, тем самым, усиливая позитивное психологическое самочувствие. 9

Методы рейки, которые по существу не имеют противопоказаний, в процессе терапии тяжело больным и умирающим людям, подтвердили свою эффективность в качестве средства успокоения. 10

ПамеллаМайлс, мастер рейки, консультант интегративной медицины и преподаватель, а также директор Института Прогрессивной Комплементарной Терапии в Нью-Йорке. Госпожа Майлс расценивает рэйки, прежде всего, как духовную терапию, которая не столько является энергетической медицинской практикой, сколько холистической практикой, которая позволяет улучшать целостность процесса самовосстановления. Она сказала: “Независимо от религиозных предпочтений практика рейки в любом случае может помочь пациентам получить доступ к своим внутренним ресурсам, которые должны быть направлены на изменение отношения пациента к вызову его болезни.” 11

Другой аспект возможностей применения рейки в сфере паллиатива, связан с теми ситуациями, когда пациент умирает. Использование рейки в таких случаях позволяет делать ситуацию с тяжело больным относительно управляемой, в т.ч. когда пациент спит или без сознания, причём, может даже практиковаться детьми,' которые в семье больного также могут осуществлять поддержку пациента. 12

Комбинированные методы КАМ

Социологические исследования показали, что комбинированное использование таких методов комплементарной и альтернативной терапии, как музыкальная терапия и рефлексология могут существенно помочь в ослаблении и снятии изнуряющего психолого-духовного напряжения пациентов, умирающих от продвинутого рака, практически также как помогает общение среди пациентов, членов семей и персонала. 13

Духовность

Духовность, не обязательно связанная с конкретной религией (т.е. в её мультикоифессиональном аспекте), является, пожалуй, основой и главной составляющей паллиативной помощи. В то время как пациенты (например, с раком в последней стадии), традиционно не ожидают получения ответов на сугубо духовные вопросы от членов их медицинских бригад, эти пациенты в действительности имеют желание поднять духовные проблемы и не ограничиться получением только лишь абстрактных и поверхностных ответов. Профессионалы здравоохранения, имеющие высокий личностный уровень духовности, чаще всего обращаются к духовным потребностям пациентов и помогают таким пациентам, привлекая свой личный духовный ресурс для того, чтобы справиться с безысходностью ситуации при смертельном заболевании. 14 Тем не менее, та часть сотрудников учреждений паллиативной помощи, кто чувствителен к духовным потребностям своих пациентов (как это было доказано при интервью, взятом у 22 медицинских сестёр), находят способы оценки таких потребностей своих больных и имеют при этом достаточное количество времени для того, чтобы посвятить им свой личностный ресурс. 15

Внимание к духовным или религиозным потребностям в сфере паллиативной помощи было определено как одно из необходимых условий обеспечения т.н. “хорошей смерти” в фокусе танатологических проблем пациентов, семей и обслуживающего персонала. Поскольку сторонние наблюдатели зачастую не способны оценить глубину эмоциональных и тем более духовных переживаний пациентов во время процесса смерти, то существует категория пациентов, рассматривающая их текущую жизнь, лишь как часть какого-то более широкого опыта. При этом реальное качество жизни этой категории пациентов оказывается гораздо выше, чем та, которую могут воспринимать сторонние наблюдатели. 16

Беседы с представителями медицинских служб, которые были выбраны в качестве духовных помощников пациентам и их семьям в процессе умирания выявили направления вовлечения и использования персонала:

- личное присутствие (т.е. физическое присутствие и внутреннее личностное сострадание)

- коллективное присутствие, как со-причастие (т.е. со-кооперация или коллективное сострадание, как некий общий процесс участия в сопереживании, распространяющийся среди всех людей, вовлечённых в это). Со-причастие, которое начинается с подтверждения всего опыта человеческой жизни, таким образом, приводит к более целостной заботе о человеке и его достоинстве, как части всего человечества. 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: