double arrow

Лекция 3. Научные основы специальной педагогики. Основные научные теории


Специальная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. СП, являясь составной частью единого педагогического процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, определяющей цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разностороннее развитие личности ребенка.

Вместе с тем, используя научный арсенал общей педагогики, ее категориальную систему, принципы, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, передовой педагогический опыт, специальная педагогика вносит существенные поправки в методику и технологию применения педагогических знаний, в содержание обучения и воспитания детей и подростков в соответствии с природой и характером имеющихся у них отклонений в развитии и поведении, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия на ребенка и социальную среду, его окружающую.

Построение коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками, организацию дифференцированного обучения и индивидуального воспитания невозможно осуществить, не зная природы недостатка в развитии ребенка, не выяснив и не изучив причины его отклонений в поведении. Одним словом, без знаний основ общей психологии человека трудно организовать эффективную коррекционную работу, тем более что результаты исследования закономерностей психического развития ребенка показывают, что они идентичны как для нормы, так и для патологии. Вместе с тем для детей с недостатками в развитии характерны такие особенности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего физического развития, замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира и др.




Такое диалектическое единство общего и особенного, обыденного и необычного в психическом состоянии детей и подростков подводит нас к констатации взаимосвязи специальной педагогики и философии. Кропотливая коррекционная работа, повседневное педагогическое воздействие на недостаток в психическом или физическом развитии приводят к проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к уменьшению отклонения или к компенсации физического недостатка за счет активизации деятельности здоровых органов или имеющих незначительное недоразвитие.

Наряду с философскими категориями общего, единичного и особенного, необходимого и случайного в коррекционной педагогике находят место законы общего развития, его движущих сил, субъективного и объективного детерминизма педагогических явлений и др.



В специальной педагогике прослеживается тесная взаимосвязь с социальной педагогикой, предметом которой является исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития и позитивной самореализации человека.

С социальной психологией прослеживается связь в том, что она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также разносторонней психологической характеристикой самих этих групп.

Социологияпомогает в изучении закономерностей становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.

Таким образом, мы видим довольно разностороннюю взаимосвязь специальной педагогики с философскими и социально-педагогическими науками, которая обусловливается и определяется теми задачами, которые призвана решать коррекционная педагогика.

Как свидетельствуют исследования специалистов(Т.А. Власова, М.С. Певзнер и др.), каждый недостаток в развитии и поведении имеет свои особенности, обусловленные как социально-педагогическими, так и психологическими причинами. Поэтому выявление специфических особенностей отклоняющегося развития, обусловленных конкретным видом дефекта, требует глубокого знания этиопатогенеза, структуры дефекта, диагностических методик, дифференциально-диагностических критериев, т.е. критериев отграничения одних состояний от других. Психолого-педагогическое, клинико-физиологическое исследование ребенка, в том числе с отклонениями в развитии и поведении может быть продуктивным только в том случае, если оно опирается на знание внутренних закономерных связей между этиологией (причинная обусловленность), патогенезом (возникновение и развитие болезни), патофизиологическими механизмами, клиническими и педагогическими проявлениями их у ребенка. Одним словом, коррекционно-педагогическая деятельность будет тогда эффективной, когда она будет опираться на знания и в области медицинских наук.



С медицинской точки зрения базой для коррекционной педагогики может быть педиатрия, которая изучает здоровье ребенка и процессы его развития, физиологию, патологию, методы профилактики и лечения заболеваний, угрожающих его гармоничному развитию или представляющих опасность для жизни детского организма.

Психиатрия, изучающая вопросы этиологии, патогенеза, патоморфологии, диагностики, терапии и профилактики психических болезней, поможет коррекционной педагогике найти правильное направление, выбрать верное решение при работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в психическом развитии. Для более четкой оценки отклонений, поиска оптимальных путей в решении вопросов их предупреждения или преодоления необходима психопатология, которая изучает основные общие закономерности проявления и течения расстройств психической деятельности, занимается проблемами патогенеза (природа типичных психопатологических процессов, их причины), разрабатывает общие принципы восстановления (реабилитации) нарушенных психических функций.

При коррекции и реабилитации нарушенных психических функций не обойтись без планомерных психических воздействий на человека, т.е. без психотерапии, которая выступает как комплекс психических воздействий на больного, направленных на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию.

Клинические основы специальной педагогики. Знания клинических основ в специальной педагогике. Важнейшие показатели развития организма ребенка, значимые для выявления отклонений в развитии. Медицинская абилитация. Медицинская реабилитация. Содержание медицинских реабилитационных программ. Психологические основы специальной педагогики. Компенсация, еѐ виды. Основные параметры нарушений психического развития. Типы нарушений психического развития. Основные принципы психологической диагностики. Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики. Развитие детской речи в норме. Предпосылки и условия успешного развития. Л.С. Выготский о соотношении мышления и речи. Социальные аспекты речевого общения. Формы речевой патологии.

Социокультурные основы специального образования. Концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Задачи специальной педагогики в подготовке ребенка с особыми образовательными потребностями к социокультурной интеграции. Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Смысл идей независимой жизни для лиц с ограниченными возможностями. Экономические основы специального образования. Светская благотворительность. Материальное положение специального образования. Современный этап экономики специального образования России и возможности еѐ совершенствования.

Правовые основы специального образования. Правовые документы, отечественные и международные, в которых закреплены права и свободы лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов). Права и гарантии в документах Организации Объединенных Наций 5 («Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии», «Декларация о правах инвалидов», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц»), в законе РФ «Об образовании», в федеральных законах «О социальной защите инвалидов», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».

Другой важнейшей проблемой специального образования является недостаточная разработанность нормативно-правовой базы Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, .

В последние годы разработан проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором предпринята попытка осмысления специальных образовательных потребностей различных детей с отклонениями в развитии, регламентирована деятельность специальных образовательных учреждений. Однако этот документ до сих пор не утвержден и существует в качестве проекта.

В нашей стране в настоящее время специальными государственными актами сняты политические и гражданские ограничения с детей, имеющих нарушения в физическом и умственном развитии, в связи с чем обозначилась следующая проблема.

На сегодняшний день имеется недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей, в связи с чем, слабо разработаны вопросы их обучения и воспитания. Это дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом, с комплексными нарушениями, с поведенческими расстройствами.







Сейчас читают про: