просветительской; научно-исследовательской; воспитательской; координаторской. Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть: умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, выявления имеющихся образовательных достижений; методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психологического диагноза); умением осуществлять педагогическое консультирование детей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразовательных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников; приемами и способами адаптации и трансформации учебного и дидактического материала и образовательных условий в соответствии с возможностями и потребностями детей и подростков, имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением создавать, поддерживать и эффективно использовать специальную образовательную среду; технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в различных организационных формах процесса специального образования;
навыками обеспечения экологически благоприятной, психологически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников; знаниями приемов профилактики и методов коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблагоприятного влияния социальной среды; способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения; организаторскими умениями взаимодействия и сотрудничества с родителями с целью повышения их психологической культуры; навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.
Применительно к каждой дефектологической специальности эти общие компетенции дополняются в соответствии с особенностями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями. К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и осмысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности. Педагоги-дефектологи трудятся в специальных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях профессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, на логопедических пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляя коррекционно-педагогическую работу с разными категориями обучающихся и воспитанников; они могут вести индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях и осуществлять надомное визитирование для оказания ранней комплексной помощи семье, имеющей ребенка с нарушениями развития.
Заметно возросла потребность образовательных учреждений общего назначения в специальных психологах и педагогах в условиях развития интеграции и дифференцированного подхода к учащимся. Для педагога-дефектолога (особенно олигофренопедагога) в силу специфики его профессионального образования не составляет труда компетентно организовать процесс обучения и воспитания детей в классах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, в то же время, как учитель массовой школы испытывает затруднения в работе с детьми, обнаруживающими признаки школьной дезадаптации. Необходимый уровень профессиональной компетентности педагога-дефектолога постоянно поддерживается им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-практиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.
Повышение профессиональной квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Важнейшей его задачей является пополнение теоретических знаний и профессиональных компетенций специалистов-дефектологов в соответствии с регулярным обновлением, дополнением и совершенствованием Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, требованиям которых необходимо всегда соответствовать.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка (подготовка к ведению нового вида профессиональной деятельности) дефектологов осуществляется в институтах повышения квалификации (институтах усовершенствования) работников педагогического образования, в Академии повышения квалификации, а также в соответствующих структурных подразделениях педагогических вузов (факультеты повышения квалификации и переподготовки). Деятельность этой системы направлена не только на модернизацию уже имеющейся профессиональной квалификации, но и на расширение круга специализаций в соответствии с профессиональными потребностями самого специалиста или образовательного учреждения, в котором он работает.
Современное педагогическое образование имеет широкий спектр соответствующих педагогических специальностей: тифлопедагогика — получение квалификации педагога для обучения слепых и слабовидящих (тифлопедагог); сурдопедагогика — получение квалификации педагога для обучения глухих и слабослышащих (сурдопедагог); олигофренопедагогика — получение квалификации педагога для работы с детьми и подростками, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития — от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог); логопедия — получение квалификации педагога, работающего с людьми, имеющими речевые расстройства различного генеза (логопеда, фониатра); специальная дошкольная педагогика — с квалификацией педагога для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в развитии; специальная психология — с квалификацией психолога для психологического обеспечения и сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
В педагогических колледжах можно получить специальность воспитателя дошкольного или школьного (школы-интерната) специального учреждения для детей с особыми образовательными потребностями. Приобретение этих педагогических специальностей позволяет работать с разными категориями людей, имеющих отклонения в развитии в пределах данной типологической группы, начиная с раннего и дошкольного возраста и заканчивая социально-педагогической работой со взрослыми. Многочисленные специализации в рамках той или иной специальности позволяют оказывать квалифицированную коррекционно-педагогическую помощь детям и взрослым с комбинированными нарушениями.
Педагог-дефектолог получает глубокое и разностороннее образование. Системообразующим критерием комплекса необходимых научных и практических знаний выступает антропологический принцип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию знаний о человеке и его социализации в норме, а затем и при отклонениях в развитии в контексте специальной педагогики с последующей внутридисциплинарной конкретизацией применительно к той или иной специальной предметной области. Важнейшими характеристиками современного образования педагога-дефектолога являются фундаментализация, гуманизация и стандартизация, а также дедуктивный путь освоения профессии. Фундаментализация предполагает такое построение профессионального образования, при котором на основе широкой общенаучной профессиональной подготовки происходит постепенный переход к специализации в области конкретной отрасли знаний (например, логопедии), а затем и к овладению методологией и методами научных исследований в этой сфере.
Гуманизация рассматривается как социально-педагогический принцип современной системы образования, который особым образом ориентирует задачи, стоящие перед педагогом. Если раньше главным было передать ученику необходимые знания, то гуманизация требует от учителя всемерного содействия разностороннему развитию и саморазвитию ребенка, его социализации и социальной адаптации. Профессиональное образование педагога-дефектолога призвано подготовить его к специфике будущей профессиональной деятельности в этом направлении.
Реформирование высшего профессионального образования в 90-х гг. XX в. положило начало стандартизации системы отечественного высшего педагогического, в том числе и дефектологического, образования и приближения его к мировым образовательным стандартам.
Назначение образовательных стандартов состоит в том, чтобы четко определить контуры федерального образовательного пространства, которое должно быть единым для всей страны, чтобы российская высшая школа могла вписаться в мировое культурно-образовательное пространство, получить необходимые правовые средства для вхождения в международные механизмы признания собственных документов об образовании и таким образом решить проблему конвертирования дипломов о высшем образовании. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования устанавливает: структуру (уровни) высшего профессионального образования, документы о высшем образовании; общие требования к основным профессиональным образовательным программам и условия их реализации; нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем; академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания профессионального образования; общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования; порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) в качестве федерального компонента; правила государственного контроля за соблюдением требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Каждый вуз самостоятельно строит учебный процесс в соответствии со своими возможностями и потребностями своей региональной подсистемы специального образования, интересами преподавателей и самих студентов. Государственные стандарты выступают в качестве наиболее общего регулирующего начала, которое, сохраняя возможности для многообразия высшего образования, гарантируют его необходимый уровень. Смысловым содержательным центром стандарта образования педагога-дефектолога является основная образовательная программа. Программы подготовки дефектолога по каждой специальности состоят из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального или вузовского компонента, дисциплин по выбору студента, а также дисциплин факультативных. Основная образовательная программа предусматривает изучение студентами следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Общие математические и естественно-научные дисциплины. Общепрофессиональные дисциплины. Дисциплины предметной подготовки (по той или иной отрасли специальной педагогики). Дисциплины дополнительной специальности (или специализации). Факультативы.
Содержание образования и последовательность его усвоения выстроены таким образом, что дисциплины фундаментального научного знания, необходимые для понимания процесса и механизма социализации нормально развивающегося человека, приобретают на последующих этапах обучения прикладные аспекты, связанные с проблематикой воспитания, обучения и социализации человека с ограниченными возможностями (такие дисциплины, например, как специальная психология, специальная педагогика и др.), а затем выходят на соответствующие отрасли научного знания непосредственно в специальной педагогике (логопедию, тифлопедагогику и др. — в соответствии с профилем специальности). Большое значение в содержании профессионального образования дефектологов имеет практическая деятельность. В разные исторические периоды объем практической профессиональной подготовки был различным, и, как показывает опыт, недостаток ее практической направленности отрицательно сказывался на профессиональной компетентности дефектолога.
В отличие от других педагогических специальностей дефектологу надо усвоить ряд умений специального (применительно к детям с ограниченными возможностями в целом) и специфиче-
ского (применительно к конкретной категории) характера. Некоторые из этих умений формируются достаточно долго (например, понимание устной речи маленьких глухих детей, навыки различения на слух дефектов речи и др.), обеспечивая необходимый уровень профессионализма только в условиях непосредственной и регулярной практической деятельности с той или иной категорией детей и подростков с ограниченными возможностями. Все это требует длительного и регулярного педагогического взаимодействия с воспитанниками. Не менее продолжительным и трудоемким является процесс формирования навыков воспитательной работы с детьми и подростками, имеющими особые образовательные потребности. Владение необходимой профессиональной компетенцией теоретического и практического характера еще не является достаточным условием успешной профессиональной деятельности дефектолога. Требуется личностная и профессиональная воспитанность, предполагающая наличие нравственной, познавательной, художественной культуры, определяющей потребностно-мотивационную сферу личности.
Современная профессиональная подготовка дефектолога предусматривает обязательное профессиональное воспитание, которое реализуется через индивидуально-личностный подход к студенту, через воздействие на его личность не только обучающими средствами, но и привлечением к участию в благотворительных акциях, волонтерской деятельности в специальных (коррекционных) учреждениях. Большим воспитывающим потенциалом обладает знакомство студентов с профессиональными традициями, с биографиями выдающихся представителей специальной педагогики, как отечественных, так и зарубежных, с судьбами трудовых династий в осваиваемой ими области. Известен воспитывающий эффект творческой атмосферы в «академической среде» высшего учебного заведения, когда в процесс научных поисков и открытий активно вовлекаются и студенты. Именно в такой атмосфере происходит подлинное приобщение будущих педагогов к профессиональным ценностным установкам, у них формируется чувство причастности и преданности избранной сфере деятельности.
В последние годы в содержании профессиональной подготовки дефектолога наметились изменения, связанные с развитием интеграционных процессов в системе специального образования. В подготовке педагогов на смену ориентации на работу в учреждениях закрытого типа приходят все более заметные тенденции подготовки специалистов нового типа, способных решать проблемы интегрированного образования детей и подростков с ограниченными возможностями и, следовательно, готовых трудиться в учреждениях инновационного характера, осваивать иные аспекты деятельности (например, работа в структурах, оказывающих раннюю комплексную помощь, работа с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения, или с обучающимися на дому). В арсенал профессиональных знаний дефектолога обязательно входят навыки глубокого и серьезного взаимодействия с родителями и близкими родственниками детей. Определенное место занимает и социально-педагогическая подготовка, так как дефектолог в первую очередь ответственен за создание экологически благоприятной социальной микро- и макросреды, в которой существуют и сам ребенок, и члены его семьи.
Выбор профессии педагога-дефектолога должен быть глубоко и обоснованно продуман, ибо он сопряжен с большой ответственностью: необходимо быть уверенным в наличии у себя способности действовать в системе «человек — человек», а не «человек — техника» или, например, «человек — знаковая система» и т.д. и четко понимать, что в этой системе «человек — человек» предстоит постоянно и продуктивно взаимодействовать и общаться с человеком «не таким, как все», отличающимся от других внешним видом, речью, движениями, способом и возможностями мышления и взаимодействия. Важны не только толерантность, принятие каждого такого человека, но и внутреннее признание своего естественного равенства с ним. Педагог-дефектолог — это почти всегда человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей деятельности, доброжелательный и тактичный. Ему свойственна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога является результатом осмысления и личностной оценки им процессов, происходящих в социальном и духовном мире и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребностями в жизни общества. Оптимизм профессионала проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребенку или взрослому с ограниченными возможностями), и к нормальному большинству общества — среде, в которую должны включаться его воспитанники, и к себе самому как деятельной личности, от которой решающим образом зависит успешность положительных перемен в жизни тех, кому он себя посвятил. Неотъемлемыми и профессионально значимыми качествами педагога-дефектолога являются выдержка, терпение, терпимость. Результаты его профессиональной деятельности зачастую весьма и весьма отсрочены во времени, и только уверенность в благоприятном исходе своей работы дает ему силы и вдохновение трудиться дальше, довольствуясь сиюминутными достижениями. Терпение дефектологу нужно во всем: и в том, чтобы спокойно и доброжелательно выслушивать устные высказывания глухих детей или детей с теми или иными нарушениями речи, интеллекта и добиваться от них внятного произношения; и в том, чтобы достичь расширения двигательных возможностей ребенка с ДЦП; и в том, чтобы завоевать доверие семьи, имеющей младенца с нарушением в развитии, и научить ее членов быть для малыша главными воспитателями.
Профессиональный опыт обеспечивает педагогу-дефектологу возможность квалифицированной деятельности в разных коллективах, среди различных социальных групп — учащихся, воспитанников и их родителей, студентов, коллег, молодежи, конфессиональных и общественных (в том числе родительских) организаций, обществ, объединений и др. Сферами его деловой профессиональной компетенции являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, образовательная и социально-педагогическая деятельность, участие в психологической и психотерапевтической помощи, специальное педагогическое просвещение, организация и руководство образованием, преподавание в вузе или среднем специальном педагогическом учебном заведении, научно-исследовательская деятельность в области специальной педагогики.
Дефектолог редко ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Область его профессиональных интересов такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Учится специальный педагог всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, с единомышленниками, с родителями детей, имеющих нарушения развития. Трудовая деятельность в специальной педагогике относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на здоровье работающего в этой сфере. Существуют противопоказания к данному виду занятости для тех, у кого имеются какие-либо отклонения в здоровье, а также для тех, у кого выявляется несоответствие собственной личностной психограммы профессиональной психограмме дефектолога. Сам его труд, вся форма его жизнедеятельности предъявляют повышенные требования и к общему состоянию здоровья, и к состоянию органов зрения, слуха, нервной, сердечнососудистой и иммунной систем.
Педагогу-дефектологу требуются физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье; при наличии нарушений слуха (среди профессиональных сурдопедагогов немало людей с недостатками слуха) должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (в отношении развития речи, мышления, общения). Специалистам, и безусловно логопедам, необходимо обладать хорошей речью и правильным, хорошо воспринимаемым произношением. Важнейшие черты профессионального характера педагога-дефектолога — доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.