Раздел 2. Общие основы специальной педагогики 9 страница

просветительской; научно-исследовательской; воспитательской; координаторской. Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть: умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, вы­явления имеющихся образовательных достижений; методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психоло­гического диагноза); умением осуществлять педагогическое консультирование де­тей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразователь­ных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизнен­ного и профессионального самоопределения воспитанников; приемами и способами адаптации и трансформации учебно­го и дидактического материала и образовательных условий в соот­ветствии с возможностями и потребностями детей и подростков, имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением созда­вать, поддерживать и эффективно использовать специальную об­разовательную среду; технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в раз­личных организационных формах процесса специального образо­вания;

навыками обеспечения экологически благоприятной, психо­логически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников; знаниями приемов профилактики и методов коррекции при­вычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблаго­приятного влияния социальной среды; способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социально­го происхождения; организаторскими умениями взаимодействия и сотрудниче­ства с родителями с целью повышения их психологической куль­туры; навыками организации и проведения научно-исследователь­ской работы.

Применительно к каждой дефектологической специальности эти общие компетенции дополняются в соответствии с особенно­стями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями. К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и ос­мысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности. Педагоги-дефектологи трудятся в специальных образователь­ных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях про­фессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, на логопеди­ческих пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляя коррекционно-педагогическую работу с разными категориями обу­чающихся и воспитанников; они могут вести индивидуальное обу­чение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домаш­них условиях и осуществлять надомное визитирование для оказа­ния ранней комплексной помощи семье, имеющей ребенка с на­рушениями развития.

Заметно возросла потребность образовательных учреждений об­щего назначения в специальных психологах и педагогах в услови­ях развития интеграции и дифференцированного подхода к уча­щимся. Для педагога-дефектолога (особенно олигофренопедагога) в силу специфики его профессионального образования не со­ставляет труда компетентно организовать процесс обучения и вос­питания детей в классах коррекционно-развивающего и компен­сирующего обучения, в то же время, как учитель массовой школы испытывает затруднения в работе с детьми, обнаруживающими признаки школьной дезадаптации. Необходимый уровень профессиональной компетентности педагога-дефектолога постоянно поддерживается им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-практиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.

Повышение профессиональной квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Важней­шей его задачей является пополнение теоретических знаний и про­фессиональных компетенций специалистов-дефектологов в соот­ветствии с регулярным обновлением, дополнением и совершен­ствованием Государственных образовательных стандартов высше­го профессионального образования, требованиям которых необ­ходимо всегда соответствовать.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка (подготовка к ведению нового вида профессиональной деятель­ности) дефектологов осуществляется в институтах повышения ква­лификации (институтах усовершенствования) работников педа­гогического образования, в Академии повышения квалификации, а также в соответствующих структурных подразделениях педаго­гических вузов (факультеты повышения квалификации и пере­подготовки). Деятельность этой системы направлена не только на модернизацию уже имеющейся профессиональной квалификации, но и на расширение круга специализаций в соответствии с про­фессиональными потребностями самого специалиста или образо­вательного учреждения, в котором он работает.

Современное педагогическое образование имеет широкий спектр соответствующих педагогических специальностей: тифлопедагогика — получение квалификации педагога для обу­чения слепых и слабовидящих (тифлопедагог); сурдопедагогика — получение квалификации педагога для обу­чения глухих и слабослышащих (сурдопедагог); олигофренопедагогика — получение квалификации педагога для работы с детьми и подростками, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития — от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог); логопедия — получение квалификации педагога, работающего с людьми, имеющими речевые расстройства различного генеза (логопеда, фониатра); специальная дошкольная педагогика — с квалификацией педаго­га для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими откло­нения в развитии; специальная психология — с квалификацией психолога для пси­хологического обеспечения и сопровождения людей с ограничен­ными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

В педагогических колледжах можно получить специальность вос­питателя дошкольного или школьного (школы-интерната) спе­циального учреждения для детей с особыми образовательными потребностями. Приобретение этих педагогических специальностей позволяет работать с разными категориями людей, имеющих отклонения в развитии в пределах данной типологической группы, начиная с раннего и дошкольного возраста и заканчивая социально-педаго­гической работой со взрослыми. Многочисленные специализации в рамках той или иной специальности позволяют оказывать ква­лифицированную коррекционно-педагогическую помощь детям и взрослым с комбинированными нарушениями.

Педагог-дефектолог получает глубокое и разностороннее обра­зование. Системообразующим критерием комплекса необходи­мых научных и практических знаний выступает антропологиче­ский принцип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию зна­ний о человеке и его социализации в норме, а затем и при откло­нениях в развитии в контексте специальной педагогики с после­дующей внутридисциплинарной конкретизацией применительно к той или иной специальной предметной области. Важнейшими характеристиками современного образования педагога-дефектолога являются фундаментализация, гуманизация и стандартизация, а также дедуктивный путь освоения профессии. Фундаментализация предполагает такое построение профессио­нального образования, при котором на основе широкой общена­учной профессиональной подготовки происходит постепенный переход к специализации в области конкретной отрасли знаний (например, логопедии), а затем и к овладению методологией и методами научных исследований в этой сфере.

Гуманизация рассматривается как социально-педагогический принцип современной системы образования, который особым образом ориентирует задачи, стоящие перед педагогом. Если раньше главным было передать ученику необходимые знания, то гумани­зация требует от учителя всемерного содействия разностороннему развитию и саморазвитию ребенка, его социализации и социаль­ной адаптации. Профессиональное образование педагога-дефектолога призвано подготовить его к специфике будущей профессио­нальной деятельности в этом направлении.

Реформирование высшего профессионального образования в 90-х гг. XX в. положило начало стандартизации системы отече­ственного высшего педагогического, в том числе и дефектологи­ческого, образования и приближения его к мировым образова­тельным стандартам.

Назначение образовательных стандартов состоит в том, чтобы четко определить контуры федерального образовательного про­странства, которое должно быть единым для всей страны, чтобы российская высшая школа могла вписаться в мировое культурно-образовательное пространство, получить необходимые правовые средства для вхождения в международные механизмы признания собственных документов об образовании и таким образом решить проблему конвертирования дипломов о высшем образовании. Государственный образовательный стандарт высшего профес­сионального образования устанавливает: структуру (уровни) высшего профессионального образова­ния, документы о высшем образовании; общие требования к основным профессиональным образова­тельным программам и условия их реализации; нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного за­ведения и ее объем; академические свободы высшего учебного заведения в опре­делении содержания профессионального образования; общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования; порядок разработки и утверждения государственных требова­ний к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) в качестве фе­дерального компонента; правила государственного контроля за соблюдением требова­ний Государственного образовательного стандарта высшего про­фессионального образования.

Каждый вуз самостоятельно строит учебный процесс в соот­ветствии со своими возможностями и потребностями своей регио­нальной подсистемы специального образования, интересами пре­подавателей и самих студентов. Государственные стандарты вы­ступают в качестве наиболее общего регулирующего начала, ко­торое, сохраняя возможности для многообразия высшего образо­вания, гарантируют его необходимый уровень. Смысловым содержательным центром стандарта образования педагога-дефектолога является основная образовательная програм­ма. Программы подготовки дефектолога по каждой специально­сти состоят из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального или вузовского компонента, дисцип­лин по выбору студента, а также дисциплин факультативных. Основная образовательная программа предусматривает изуче­ние студентами следующих циклов дисциплин и итоговую госу­дарственную аттестацию. Общие гуманитарные и социально-экономические дисцип­лины. Общие математические и естественно-научные дисциплины. Общепрофессиональные дисциплины. Дисциплины предметной подготовки (по той или иной от­расли специальной педагогики). Дисциплины дополнительной специальности (или специа­лизации). Факультативы.

Содержание образования и последовательность его усвоения выстроены таким образом, что дисциплины фундаментального научного знания, необходимые для понимания процесса и меха­низма социализации нормально развивающегося человека, при­обретают на последующих этапах обучения прикладные аспекты, связанные с проблематикой воспитания, обучения и социализа­ции человека с ограниченными возможностями (такие дисцип­лины, например, как специальная психология, специальная пе­дагогика и др.), а затем выходят на соответствующие отрасли на­учного знания непосредственно в специальной педагогике (лого­педию, тифлопедагогику и др. — в соответствии с профилем спе­циальности). Большое значение в содержании профессионального образо­вания дефектологов имеет практическая деятельность. В разные исторические периоды объем практической профессиональной подготовки был различным, и, как показывает опыт, недостаток ее практической направленности отрицательно сказывался на про­фессиональной компетентности дефектолога.

В отличие от других педагогических специальностей дефектологу надо усвоить ряд умений специального (применительно к детям с ограниченными возможностями в целом) и специфиче-

ского (применительно к конкретной категории) характера. Неко­торые из этих умений формируются достаточно долго (например, понимание устной речи маленьких глухих детей, навыки различе­ния на слух дефектов речи и др.), обеспечивая необходимый уро­вень профессионализма только в условиях непосредственной и регулярной практической деятельности с той или иной категори­ей детей и подростков с ограниченными возможностями. Все это требует длительного и регулярного педагогического взаимодей­ствия с воспитанниками. Не менее продолжительным и трудоем­ким является процесс формирования навыков воспитательной работы с детьми и подростками, имеющими особые образова­тельные потребности. Владение необходимой профессиональной компетенцией тео­ретического и практического характера еще не является достаточ­ным условием успешной профессиональной деятельности дефектолога. Требуется личностная и профессиональная воспитанность, предполагающая наличие нравственной, познавательной, худо­жественной культуры, определяющей потребностно-мотивационную сферу личности.

Современная профессиональная подготовка дефектолога пре­дусматривает обязательное профессиональное воспитание, кото­рое реализуется через индивидуально-личностный подход к сту­денту, через воздействие на его личность не только обучающими средствами, но и привлечением к участию в благотворительных акциях, волонтерской деятельности в специальных (коррекционных) учреждениях. Большим воспитывающим потенциалом обладает знакомство студентов с профессиональными традициями, с биографиями выдающихся представителей специальной педагогики, как отече­ственных, так и зарубежных, с судьбами трудовых династий в осваиваемой ими области. Известен воспитывающий эффект творческой атмосферы в «ака­демической среде» высшего учебного заведения, когда в процесс научных поисков и открытий активно вовлекаются и студенты. Именно в такой атмосфере происходит подлинное приобщение будущих педагогов к профессиональным ценностным установкам, у них формируется чувство причастности и преданности избран­ной сфере деятельности.

В последние годы в содержании профессиональной подготовки дефектолога наметились изменения, связанные с развитием ин­теграционных процессов в системе специального образования. В подготовке педагогов на смену ориентации на работу в учрежде­ниях закрытого типа приходят все более заметные тенденции под­готовки специалистов нового типа, способных решать проблемы интегрированного образования детей и подростков с ограничен­ными возможностями и, следовательно, готовых трудиться в уч­реждениях инновационного характера, осваивать иные аспекты деятельности (например, работа в структурах, оказывающих ран­нюю комплексную помощь, работа с детьми, имеющими тяже­лые и множественные нарушения, или с обучающимися на дому). В арсенал профессиональных знаний дефектолога обязательно вхо­дят навыки глубокого и серьезного взаимодействия с родителями и близкими родственниками детей. Определенное место занимает и социально-педагогическая подготовка, так как дефектолог в первую очередь ответственен за создание экологически благопри­ятной социальной микро- и макросреды, в которой существуют и сам ребенок, и члены его семьи.

Выбор профессии педагога-дефектолога должен быть глубоко и обоснованно продуман, ибо он сопряжен с большой ответствен­ностью: необходимо быть уверенным в наличии у себя способно­сти действовать в системе «человек — человек», а не «человек — техника» или, например, «человек — знаковая система» и т.д. и четко понимать, что в этой системе «человек — человек» предстоит постоянно и продуктивно взаимодействовать и общаться с человеком «не таким, как все», отличающимся от других внешним видом, речью, движениями, способом и возможностями мышления и взаимодействия. Важны не только толерантность, принятие каждого такого человека, но и внутреннее признание своего естественного равенства с ним. Педагог-дефектолог — это почти всегда человек с особым скла­дом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей деятельности, доброжелательный и тактичный. Ему свойственна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными воз­можностями жизнедеятельности. Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога явля­ется результатом осмысления и личностной оценки им процес­сов, происходящих в социальном и духовном мире и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребно­стями в жизни общества. Оптимизм профессионала проявляется в его социально актив­ном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ре­бенку или взрослому с ограниченными возможностями), и к нор­мальному большинству общества — среде, в которую должны вклю­чаться его воспитанники, и к себе самому как деятельной лично­сти, от которой решающим образом зависит успешность положи­тельных перемен в жизни тех, кому он себя посвятил. Неотъемле­мыми и профессионально значимыми качествами педагога-дефектолога являются выдержка, терпение, терпимость. Результаты его профессиональной деятельности зачастую весьма и весьма отсро­чены во времени, и только уверенность в благоприятном исходе своей работы дает ему силы и вдохновение трудиться дальше, довольствуясь сиюминутными достижениями. Терпение дефектологу нужно во всем: и в том, чтобы спокойно и доброжелательно выслушивать устные высказывания глухих детей или детей с теми или иными нарушениями речи, интеллекта и добиваться от них внятного произношения; и в том, чтобы достичь расширения двига­тельных возможностей ребенка с ДЦП; и в том, чтобы завоевать доверие семьи, имеющей младенца с нарушением в развитии, и научить ее членов быть для малыша главными воспитателями.

Профессиональный опыт обеспечивает педагогу-дефектологу возможность квалифицированной деятельности в разных коллек­тивах, среди различных социальных групп — учащихся, воспи­танников и их родителей, студентов, коллег, молодежи, конфес­сиональных и общественных (в том числе родительских) органи­заций, обществ, объединений и др. Сферами его деловой профессиональной компетенции явля­ются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и кон­сультирование, образовательная и социально-педагогическая дея­тельность, участие в психологической и психотерапевтической по­мощи, специальное педагогическое просвещение, организация и руководство образованием, преподавание в вузе или среднем спе­циальном педагогическом учебном заведении, научно-исследова­тельская деятельность в области специальной педагогики.

Дефектолог редко ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Область его профессиональных интересов такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участ­ником социальных акций милосердия, благотворительности, за­щиты прав людей с ограниченными возможностями жизнедея­тельности. Учится специальный педагог всю жизнь. Он развивает и совер­шенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, с единомышленниками, с родителями детей, имею­щих нарушения развития. Трудовая деятельность в специальной педагогике относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на здоровье работаю­щего в этой сфере. Существуют противопоказания к данному виду занятости для тех, у кого имеются какие-либо отклонения в здо­ровье, а также для тех, у кого выявляется несоответствие соб­ственной личностной психограммы профессиональной психограм­ме дефектолога. Сам его труд, вся форма его жизнедеятельности предъявляют повышенные требования и к общему состоянию здо­ровья, и к состоянию органов зрения, слуха, нервной, сердечно­сосудистой и иммунной систем.

Педагогу-дефектологу требуются физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устой­чивое психическое здоровье; при наличии нарушений слуха (сре­ди профессиональных сурдопедагогов немало людей с недостат­ками слуха) должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (в отношении развития речи, мышления, об­щения). Специалистам, и безусловно логопедам, необходимо об­ладать хорошей речью и правильным, хорошо воспринимаемым произношением. Важнейшие черты профессионального характера педагога-дефектолога — доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.






Подборка статей по вашей теме: