Объект и предмет специальной психологии

Объект

Объект специальной психологии как науки — это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности).

Предмет

Предмет специальной психологии — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.

Задачи специальной психологии

Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения

Создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития

Разработка средств психологической коррекции недостатков развития

Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений

Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях

Психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками

Психологическая коррекция дезадаптации

В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик.

Разделы специальной психологии

тифлопсихология — психология слепых;

сурдопсихология — психология глухих;

олигофренопсихология — психология умственно отсталых;

логопсихология — психология лиц с речевыми расстройствами.

Специальная психология, как и специальная педагогика, входит в состав дефектологии — комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

Методы специальной психологии

В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:

Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.

Наблюдение — целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.

Изучение продуктов деятельности(например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.)

Анкетирование — группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

Проективные методики (предназначены для диагностики личности):

Методики структурирования — формирование стимулов, предание им некоторого смысла.

Методики конструирования — создание из деталей осмысленного целого.

Методики интерпретации — это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.

Методики дополнения — например: незаконченное предложение.

Методики экспрессии — рисование.

Методики катирсиса — игровая деятельность в особо организованных условиях.

Методики импрессии — предпочтение одних стимулов другим.

Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.

Условно-рефлекторные методики

Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.

Литература

Кузнецова Л. «Проблемы специальной психологии»

Смотри также

Коррекция психологическая

Примечания

↑ Всероссийский семинар «Проблемы специальной психологии в образовании», ноябрь 1998 года

Разделы Общая психология • Акмеология • Дифференциальная психология • Психогенетика • Психодиагностика • Психолингвистика • Психология восприятия • Психология личности • Психология развития • Психофизиология • Социальная психология • Специальная психология • Сравнительная психология • Эволюционная психология • Экспериментальная психология

Прикладная Инженерная психология • Клиническая психология • Нейропсихология • Патопсихология • Психология здоровья • Психосоматика • Психотерапия • Педагогическая психология • Психология спорта • Психология труда • Экономическая психология • Юридическая психология

Направления Ассоцианизм • Бихевиоризм • Функционализм • Структурализм • Психоанализ • Аналитическая психология • Гештальтпсихология • Культурно-историческая психология • Теория деятельности • Когнитивная психология • Гуманистическая психология • Экзистенциальная психотерапия • Рационально-эмоционально-поведенческая терапия • Трансперсональная психология

Знаменитые психологи Альфред Адлер • Гордон Олпорт • Альберт Бандура • Джордж Келли • Рэймонд Кеттел • Эрик Эриксон • Ганс Айзенк • Леон Фестингер • Виктор Франкл • Зигмунд Фрейд • Дональд Хебб • Уильям Джемс • Карл Юнг • Курт Левин • Абрахам Маслоу • Стэнли Милгрэм • Джордж Миллер • Иван Павлов • Лев Выготский • Алексей Леонтьев • Александр Лурия • Жан Пиаже • Карл Роджерс • Эдвард Торндайк • Джон Уотсон • Беррес Скиннер • Вильгельм Вундт • Макс Вертгеймер • Вольфганг Кёлер • Курт Коффка

ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

в силу специфики нашего еженедельника нам неоднократно приходилось писать о взаимоотношениях педагогики и психологии. Сегодня мы продолжаем эту «вечную» тему и обращаемся к тем ее аспектам, которые пока нечасто обсуждались на страницах «Школьного психолога», да и других психологических изданий.

Обе публикуемые статьи посвящены терминологическим проблемам, но одна относится к специальной психологии, а другая — к специальной педагогике.

на первый взгляд, разговор о терминологии, используемой в специальной психологии, когда еще не приняты документы о системе специальной помощи в образовательном пространстве, может показаться не самым актуальным. Однако именно сейчас, когда происходит переход к новым государственным стандартам высшего образования и идет пересмотр научных специальностей, необходимо решить для себя, что из нашей терминологии надо взять с собой в ХХI век, а что следует пересмотреть, и какие внести изменения в готовящиеся нормативные документы.

НЕ НАВРЕДИ!

Главный принцип, которым мы должны руководствоваться, — «Не навреди!». Не навреди скоропалительной, несогласованной заменой понятий, однозначно квалифицирующих состояние человека, на неопределенные и многозначные.

При нечеткой терминологии определения перестают выполнять свою главную функцию — языка общения специалистов по поводу предмета своей деятельности, и это грозит развалом самой науки. Так что польза от революционных замен одних терминов другими сомнительна. Но развитие науки невозможно без пополнения ее словаря новыми терминами и замены устаревших.

Специальная психология, будучи «родной дочерью» дефектологии и «приемным ребенком» психологии, в полной мере испытывает на себе негативное влияние неоднозначности понятийного аппарата, используемого со стороны обоих «родителей».

Многозначность таких понятий, как «личность», «интеллект», «норма развития» и другие, создает условия для столь же неоднозначной квалификации состояния детей и подростков. Ввиду закрытости отдельных терапевтических ассоциаций, превращения их в своего рода клубы для посвященных возникает реальная опасность их инкапсуляции. Они фактически работают только на свой метод. Практические психологи в большинстве своем оказываются вне этих ассоциаций, поскольку часто не имеют возможности оплатить соответствующие курсы, или становятся апологетами какого-либо одного направления — того, на овладение которым хватило средств или которое модно в настоящее время.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

УСТУПАЕТ МЕСТО

Совсем недавно дефектология являлась неотъемлемой составной частью специальной психологии. В «Дефектологическом словаре» 1970 года говорится, что «это наука о психофизиологических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, логопатов, с нарушениями движений и др.), закономерностях их воспитания, образования и обучения». Но в «Психологическом словаре» 1997 года находим: «Психология специальная — раздел психологии, посвященный изучению психологических особенностей аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые), нарушением анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи при сохранном слухе (алалики, афазики)».

То есть при определении специальной психологии как самостоятельной отрасли терминологически было зафиксировано сужение сферы ее интересов, хотя в действительности произошло расширение за счет выделения специального направления по оказанию психологической помощи детям с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, с ЗПР, со сложными недостатками развития.

Подобные «неточности» находим и в расшифровке научной специальности: «19.00.10 — коррекционная психология (психология слепых, глухонемых и умственно отсталых детей)». А где все остальные категории? И хотя к защите по данной специальности представляются работы, выполненные при изучении самых разных категорий детей и взрослых с недостатками развития, формально оговорены только три.

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Определение специальной психологии было сформулировано в концепции специальной психологической помощи в системе образования и обсуждалось на всероссийском семинаре «Проблемы специальной психологии в образовании» в ноябре 1998 года: «...это психология особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение».

Таким образом, в центре внимания специальной психологии дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья.

Основными целями специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение.

СПОРЫ ВОКРУГ ДЕТЕЙ С ЗПР

В определении основных целей службы специальной психологической помощи предлагается термин «дети с особыми образовательными потребностями», который представляется нам адекватным тем специфическим задачам, которые призвано решать специальное образование в целом и специальная психология в частности. Однако уже появился и находит все более широкое распространение в новой нормативно-правовой документации термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», который призван заменить понятие «дети-инвалиды». Но во Всемирной организации здравоохранения и в нашей отечественной реализуются специальные реабилитационные программы, участие в которых возможно только при наличии статуса инвалида. Поэтому переход на новые термины пока ограничен разработкой государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Аналогично должны решаться и вопросы изменения названий отдельных категорий детей с отклонениями в развитии. В частности, на страницах «Школьного психолога» уже печатались предложения по изменению названий отдельных видов психического дизонтогенеза.

Больше всего споров ведется по поводу крайне разнородной группы детей, обозначаемых как дети с ЗПР. Для большинства исследователей и практиков по отношению к данной группе детей ключевыми словами стали «эмоционально-волевая незрелость», «слабовыраженные нарушения познавательной деятельности», «слабость произвольной регуляции деятельности». Но надо сказать, что никто никогда не мешал нам, психологам, говорить об этих детях в психологических понятиях (см. например, Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии, 1989, № 1). Более того, «задержка психического развития» — это клинический диагноз, в постановке которого должно учитываться состояние психического развития ребенка и соотношение проблемных и сохранных сторон психической деятельности.

Главная сложность в отношении данной группы детей состоит в том, что из Международной статистической классификации болезней исчезла категория «задержка психического развития». Остались некоторые расстройства, которые являются типичными для данной группы, как, например, «нарушение активности внимания», «гиперкинетическое расстройство поведения». Но данные нарушения далеко не исчерпывают специфику психического состояния ребенка.

В ПОИСКАХ НЕОПАСНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным создание постоянно действующего межведомственного совета по вопросам пересмотра и согласованного использования терминологии, касающейся квалификации состояния ребенка.

Необходимость работы по пересмотру ныне действующего понятийного аппарата и этики его использования ощущается и в среде многочисленных ассоциаций родителей детей с отклонениями в психическом развитии. Понимая естественное желание родителей, имеющих детей с недостатками в развитии, избавить их и семью от психологического остракизма со стороны общества, мы не можем согласиться, что дело только в том, как назвать этих детей.

Родители глубоко умственно отсталых детей особенно часто выдвигают требование — отказаться от термина «умственная отсталость». В данном контексте представляется целесообразным формировать адекватные представления у нормально развивающихся детей и их близких о лицах с недостатками в развитии. Сделать их более понятными, а отсюда — неопасными. Положительные сдвиги в этом направлении могут быть только при реализации комплекса мер как социально-психологического, так и экономического характера. Интеграция детей с различными отклонениями в развитии в учреждения общего образования должна тщательно готовиться, иначе можно ожидать еще большую травматизацию ребенка по сравнению с пребыванием его в специальном образовательном учреждении.

Учитывая, что специальная психология является развивающейся областью науки и практики, находящейся на стыке психологии, педагогики и медицины, продолжение разговора о ее понятийно-терминологическом аппарате, месте в ряду других смежных дисциплин, таких, как дифференциальная психология, патопсихология, медицинская психология, специальная педагогика, может быть полезным и интересным, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Людмила КУЗНЕЦОВА,

кандидат психологических наук,

заведующая кафедрой

специальной психологии МГПУ

Специальная психология

О. Н. Усанова

В 70–80-х годах ХХ века в нашей стране происходили серьезные изменения в сфере образования. В практике работы школ возникли и стали совершенствоваться различные варианты систем развивающего обучения. Возможность варьировать системы обучения появилась и в связи с развитием новых видов образовательных учреждений (лицеев, гимназий и др.). Произошедшие перемены сделали необходимым психологическое обоснование и сопровождение процесса обучения учащихся. В результате зародилась практическая психология в образовании.

С 1989 года в стране началась подготовка практических психологов для системы образования, в штате школ появились практические психологи. Первоначальный замысел, связанный с обеспечением учебного процесса в русле определенной системы психологического сопровождения, в ходе работы уточнялся, перестраивался и обогащался практическим опытом. Оказалось, что именно к практическому психологу в первую очередь адресуются запросы учителей, учащихся и родителей, связанные с самыми разнообразными проблемами, в том числе с проблемами развития, трудностями в обучении и формировании взаимоотношений. В поле зрения практического психолога стали, следовательно, попадать в основном «трудные», неуспевающие дети, а не дети благополучные, для которых планировалась психологическая помощь как сопровождение ребенка в процессе обучения согласно определенной системе в зависимости от варианта образовательной программы, выбранного школой.

Фокус внимания практического психолога постепенно смещался в сторону прогнозирования и профилактики таких трудностей. Это требовало создания диагностического аппарата, методов работы психолога с учителями в направлении профилактики, объяснения и преодоления затруднений, возникающих у детей в процессе обучения, разработки новых форм работы с родителями.

В то же время подобные задачи, но по отношению к более сложному контингенту детей, которые в научной литературе обозначаются как «аномальные», «дефективные», решались в русле дефектологии. В рамках психологических исследований учеными-дефектологами, совместно с врачами и специалистами других смежных профессий, были выявлены особенности развития таких детей, причины и механизмы имеющихся у них затруднений и нарушений, разработаны системы медико-психолого-педагогической помощи таким детям и обоснована система их дифференцированного обучения в специализированных учреждениях.

Дефектология и смежные с ней науки шли от изучения тяжелых нарушений развития детей (умственная отсталость, глухота, слепота и др.), постепенно охватывая и круг детей с неярко выраженными нарушениями развития (задержки психического развития, нарушения развития при минимальной мозговой дисфункции, стертые нарушения развития и др.). Таким образом, дети некоторых категорий стали общим объектом изучения и практической психологии и дефектологии. Это создало условия, при которых стало возможным оптимизировать помощь им с учетом опыта взаимодействующих наук, а также способствовало взаимообогащению теории и практики.

Одновременно для дефектологии актуальными оставались вопросы помощи детям с выраженными формами нарушений развития. Это произошло именно потому, что глобальные изменения в российском обществе, перестройка мировоззрения у миллионов граждан позволили по-иному относиться к любому своеобразию, «инакости» людей и их убеждений.

Громче зазвучали идеи о правах человека, свободе выбора, социальной ответственности. Расширились зарубежные контакты, появилась возможность шире ознакомиться с исследованиями коллег из других стран, публикации которых в большом количестве стали появляться на русском языке. Опыт развитых стран, социальные преобразования в нашей стране сделали востребованными концепции интегрированного обучения детей с нарушениями развития и нормально развивающихся детей, что вполне созвучно Конвенции о правах ребенка, принятой ООН, и получило отражение в Законе об образовании РФ. Вступление России в мировое образовательное сообщество, принятие Болонской конвенции повлияло на формирование программ подготовки специалистов по работе с детьми.

Все это сказалось и на образовательной системе, как общей, так и специальной. Палитра образовательных учреждений начала меняться, затронув и специальные образовательные учреждения.

Наряду со школами с профильным обучением, гимназиями, лицеями, получили дальнейшее распространение классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных школах и другие институты помощи детям с трудностями развития. Вариабельность образовательных учреждений способствовала перераспределению учащихся: часть учащихся оказалась в школах с повышенными требованиями к способностям, часть детей с неярко выраженными трудностями обучения из специальных школ перешла в общеобразовательные школы. В то же время специальная школа осталась важным звеном в системе помощи детям с нарушениями развития.

В создавшейся социальной ситуации расширялась система запросов по отношению к детям с атипией развития от учителей, родителей, учреждений образования, здравоохранения и усиливалось внимание к детям с атипией развития как со стороны психологов, так и со стороны дефектологов. Все это сделало широко востребованным психологическое знание о детях с атипией развития.

Происходившие процессы обусловили необходимость подготовки специалистов, владеющих системой психологических знаний о детях с атипией развития, об их трудностях и особенностях их обучения и жизни. В вузах начали обеспечивать такую направленность и при подготовке практических психологов, и при подготовке дефектологов.

В учебные планы государственных стандартов в качестве обязательной дисциплины профессионального образования и для психологов, и для дефектологов была введена учебная дисциплина «Специальная психология». Аналогичное название получила и специализация психолога по работе с детьми, имеющими нарушения (атипии) развития. Эти изменения коснулись подготовки психологов во всех высших учебных заведениях, включая классические университеты. Педагогические университеты и дефектологические факультеты институтов и университетов приступили к подготовке студентов по вышеназванной специализации.

Специальная психология — относительно молодая наука.

Она является областью научного знания, возникшего в связи с запросами практической жизни на стыке ряда наук: психологии, дефектологии, медицины. Изучая закономерности и механизмы освоения социокультурного опыта при атипичном психическом развитии и занимаясь разработкой методов комплексной помощи детям с таким развитием, специальная психология выстраивает теоретические модели и систему практической помощи детям с атипией развития.

Специальная психология ставит также своей задачей изучение общественного мнения в отношении детей и лиц других возрастных категорий с нарушениями и атипиями развития. Таким образом, сфера практического труда психолога значительно расширяется. Следовательно, работающий в этой области специалист должен иметь четкую гражданскую позицию, он должен хорошо ориентироваться в достижениях смежных наук и уметь преломлять все это в русле профессиональных задач.

В связи с этим в данное пособие включены те наиболее важные на наш взгляд, составляющие научного знания, которые связаны с формированием мировоззрения будущего специалиста. Они создают основу для профессионального мышления, позволяют обозначить и выделить актуальные проблемы современной специальной психологии, могут способствовать решению проблем науки на современном уровне с учетом ситуации развития общества.

Специальная психология как учебная дисциплина сегодня также находится в стадии становления.

Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические и социально-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; методы организации системной комплексной помощи таким детям, включая психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное образовательное и жизненное пространство — вот далеко не полный перечень вопросов подготовки будущего психолога по специальной психологии.

Изучая специальную психологию, студенты получают подготовку в области современных методов и технологий психодиагностической, психокоррекционной, психотерапевтической и психореабилитационной работы с детьми, имеющими трудности в восприятии информации, нарушения внимания, памяти, речи, интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы, а также трудности в обучении. Подготовка по специальной психологии вооружает студента методами психологического консультирования и психологической поддержки.

В предлагаемом читателю учебном пособии излагается история возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики, ее методология и взаимосвязи с другими дисциплинами, выделяются современные научно-практические доминанты. Атипии развития и их классификация рассматриваются с позиций взаимодействия ряда смежных наук с акцентированием внимания на нейропсихологическом подходе к анализу нарушений. Актуальные проблемы современной специальной психологии анализируются в клинико-психолого-педагогическом и социально-психологическом аспекте. Раскрывается концепция комплекса параллельных служб в системе образования, ориентированных на оказание психологической, коррекционно-педагогической, социально-педагогической и медицинской помощи детям. Представлена модель организации специализированного кабинета детского психолога. Особое место отводится системе психологического изучения детей с проблемами: правилам организации обследования, порядку проведения диагностических процедур, вопросам сбора, интерпретации и представления психолого-педагогической информации.

Учебное пособие составлено на основе материалов докторской диссертации «Психологические основы взаимодействия субъектов практической помощи детям с проблемами в развитии», мастер-классов и курсов лекций, прочитанных автором в Институте психологии и педагогики (Москва), а также в университете Сент-Луис (США) и Карловом университете в Праге (Чехия). Использованы в уточненном виде материалы книг: «Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей». М., 1990; «Диагностика развития школьников в норме и патологии». (в соавт.) М., 1990; «Специализированный кабинет детского психолога». М., 1992, 1995; «Дети с проблемами психического развития». М., 1995, а также другие публикации.

Экспериментальное исследование и внедрение его результатов в практику проводилось в ряде регионов страны: Москве и Московской области, в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе (Советский, Березовский и Нижневартовский районы).

Мы благодарим Администрацию Управления образования территорий и выпускников Института психологии и педагогики за предоставленную возможность вести работу на их базе и активную помощь по внедрению результатов. Выполненению исследовательской работы всячески способствовали доброжелательное отношение и поддержка преподавателей Института психологии и педагогики, НПЦ «Коррекция», а также внимание и поддержка моей семьи.

Считаем своим приятным долгом выразить благодарность за гостеприимство и открытый обмен мнениями германским, шведским, бельгийским, голландским, швейцарским, американским, чешским и норвежским ученым — проф. U. Knolker, проф. W. Mutzeck, доктору М. Brambring (ФРГ), проф. Ulf Lanson, Tullie Rabe, Yoran Matsson (Швеция), проф. Hans Tangerud (Hopвегия), проф. Walter Hellinks (Бельгия), проф. Erik Knorr (Голландия), доктору Jorg Forster (Швейцария), доктору Boni Aberson, доктору Stiwen Viola (США), доктору Станиславу Штеху, доктору Яне Заплеталовой (Чехия), доктору Lena Salech (Юнеско) — и многим другим коллегам-психологам, специалистам по коррекционной педагогике и социальной работе, дискуссии с которыми помогли уточнить принципиальные положения данной работы и выделить общее и различное в наших подходах к оказанию помощи детям с проблемами развития.

Структура учебного пособия представлена четырьмя разделами, приложением и списком литературы.

Первый раздел содержит материал, характеризующий специальную психологию как науку. Рассматриваются ее цели и задачи, место в системе научного знания, современное научное пространство и смысловые доминанты. Особое внимание уделяется методологии специальной психологии с выделением концептуальных основ науки, специфики ее принципов и методов. В качестве концептуальных источников специальной психологии мы выделили психологическую теорию деятельности (школа А. Н. Леонтьева); теорию поэтапного формирования умственных действий (школа П. Я. Гальперина); исследования по мозговой организации высших психических функций (школа А. Р. Лурия); идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития; современные теории социализации и социального влияния. Мы намеренно включили в пособие по специальной психологии в развернутом виде эти общетеоретические материалы, так как они, по нашему мнению, создают ту ось анализа психологии атипичного развития, которая «работает» именно на психологический ракурс проблематики науки, многие годы развивавшейся преимущественно в русле дефектологии. Раздел заканчивается анализом теоретического и практического значения специальной психологии.

Второй раздел посвящен характеристике атипий психического развития. В контексте современного научного знания специальной психологии и смежных с ней наук излагаются вопросы распространенности, биосоциального генеза, классификации нарушений развития, закономерности атипичного развития. В отдельных разделах выделены проблемы интеллекта и речи, социально-психологические проблемы специальной психологии. При изложении этого материала мы анализировали в сравнительном плане взгляды представителей различных областей знаний, наиболее подробно останавливаясь на общепсихологическом, дефектологическом, нейропсихологическом, патопсихологическом и социально-психологическом контексте изучения проблем.

В третьем разделе представлены авторские материалы психологического изучения детей с атипией развития. Подробно, пошагово описывается психодиагностическая работа психолога, характеризуется процедура и содержание всех ее этапов. В этом разделе приведена методика обследования мышления и речи детей с описанием системы заданий, оценки и интерпретации результатов обследования. Раздел тесно связан с подразделом 2.6 «Проблемы интеллекта и речи при отклонениях психического развития», в котором описаны особенности нарушения мышления у детей. Содержание раздела подчинено концептуальным основам специальной психологии. В связи с этим аналитическая работа психолога при психодиагностике рассматривается с точки зрения деятельностного подхода с опорой на качественный анализ каждого из этапов формирования умственных действий, учетом зоны ближайшего развития ребенка и использованием нейропсихологических критериев оценки развития. Раздел заканчивается рекомендациями по составлению психологического заключения по материалам обследования.

Четвертый раздел посвящен вопросам системы комплексной помощи при атипиях развития. Наряду с анализом организационно- методического содержания многосторонней помощи детям в конкретных учреждениях, в отдельном подразделе представлены авторские материалы модели организации и принципов развития территориальных параллельных служб.

В приложении приводятся информативные материалы о специализированном кабинете детского психолога. Мы представили здесь краткое описание содержания организационно-методических условий продуктивной работы психолога, а также перечень базовых методических пособий и материалов, необходимых для начального этапа работы психолога. Основные акценты в пособии сделаны на дошкольном и младшем школьном возрасте.

Основная и дополнительная литература содержит источники из областей знаний, прямо или косвенно связанных с формированием специальной психологии как науки.

Раздел 1

Специальная психология как наука

1.1. Определение специальной психологии

Специальная психология — это наука, занимающаяся изучением закономерностей атипичного развития, его проявлений и влияния на жизненный путь человека.

Специальная психология возникла и развивалась как пограничная область знаний, имеющая широкие связи с другими науками, особенно с общей психологией, медициной, педагогикой. Она вбирает в себя достижения гуманитарных и естественных наук (философии, социологии, юриспруденции; биологии, генетики, анатомии, физиологии и др.).

Как и любая наука, являющаяся самостоятельной отраслью человеческого знания, специальная психология имеет свой предмет. Это закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности, закономерности спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов.

Специальная психология изучает спонтанное и направленное формирование психических новообразований при атипичном развитии и определяет способы управления им в целях эффективной и оптимальной социализации каждого индивидуума с атипией.

Исторический взгляд на содержание науки позволяет констатировать, что специальная психология в общепринятом понимании традиционно рассматривает те отклонения, которые вмещаются в рамки сурдопсихологии, олигофренопсихологии, тифлопсихологии, логопсихологии как разделов дефектологии. Поэтому специальную психологию определяют как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском или подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы). Они проявляются в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняют его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение (Кузнецова Л. В., 2002).

Однако специальная психология не ограничивается дефектологическим ракурсом. Отдельные исследования в ее контексте посвящены изучению детей со сложными комбинированными расстройствами; с эмоционально-волевыми нарушениями и аутизмом; с двигательными нарушениями; с девиантным поведением. Некоторые авторы рассматривают в качестве направления специальной психологии и психологию детей-сирот, детей-инвалидов (Трошин О. В., 2000). В отдельных случаях к компетенции специальной психологии относят также одаренных детей. Таким образом, содержание специальной психологии как науки тесно связано с объектом ее изучения.

Изучение особенностей психического развития детей с «аномалиями» проводилось специальной психологией с момента ее зарождения в русле дефектологии. Психическое развитие других категорий детей с отклонениями (неярко выраженные нарушения, одаренность и др.) зачастую было предметом изучения детской и педагогической психологии.

Объект изучения специальной психологии — лица (дети и взрослые) с атипиями (врожденными или приобретенными отклонениями и нарушениями развития) и отношение к ним в обществе на разных этапах его существования.

Под атипией нами понимается развитие, при котором возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики.

Следует, однако, сразу же отметить, что единое мнение в определении предмета и объекта изучения специальной психологии отсутствует, как нет и единообразия в ее категориально-понятийном аппарате.

1.2. Цели и задачи специальной психологии

Цель специальной психологии — изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями.

Логика специальной психологии такова: от описания феномена атипии к его психологической квалификации и от психологической квалификации к определению путей и средств адекватной помощи и поддержки, решающих задачи социализации людей с атипией развития. Другая важная составляющая этой парадигмы — выявление закономерностей формирования отношения общества и отдельных его членов к лицам с нарушениями развития, установление динамики взглядов общества на проблемы, связанные с «инакостью», в целях усиления толерантности к таким лицам и их полноценной адаптации.

Это путь от простого наблюдения к выявлению скрытых причин и механизмов наблюдаемых явлений, к обнаружению того, что находится за «фасадом». Это также путь выработки стратегии и тактики социальной реабилитации или адаптации для людей с атипичными формами психического развития.

Задачи специальной психологии значительно изменялись в ходе ее развития. Данные изменения были связаны с ее собственным научным пространством и приоритетными связями со смежными науками; уменьшением или увеличением контингента лиц, являющихся объектом изучения; а также взглядами общества на «инакость». В зависимости от того, какие лица рассматривались в качестве объекта специальной психологии, корректировалось содержание ее научных задач.

Большинство задач специальной психологии ориентировано на детскую популяцию. Эта популяция, как известно, в аспекте развития включает в себя три большие группы: нормально развивающихся детей (типичное развитие), одаренных детей (атипичное позитивное развитие, «со знаком плюс»), детей с разными отклонениями и нарушениями развития, выраженными в различной степени и с девиантным поведением (атипичное негативное развитие, «со знаком минус») (рис. 1).

Таким образом, задачи специальной психологии должны быть разделены на две категории по полюсу отклонения от нормативности: относительно людей с позитивными и негативными отклонениями развития.

Сами позитивные и негативные отклонения неоднородны и требуют дифференцированного изучения.

Большинство атипий развития с возрастом не исчезают ни спонтанно, ни при направленном воздействии, а проявляются в качественно ином виде. Поэтому задачи специальной психологии должны быть дифференцированы и в соответствии с возрастными группами по критерию «дети—взрослые».

Рис. 1. Структура детской популяции

Объект специальной психологии как науки неоднороден: это дети и лица других возрастных групп, имеющие атипию развития как «со знаком плюс», так и «со знаком минус». У каждой возрастной группы структура психики, механизмы ее нарушения, а также

возможности компенсации или коррекции отклонений существенно отличаются, что сказывается и на социализации, а следовательно, образе и качестве жизни. Процесс социализации лиц разного возраста с атипией развития зависит от отношения к ним общества.

Таким образом, при общности задач специальной психологии их конкретное содержание зависит от изучаемого объекта и связано с определенным общественно-историческим контекстом.

В процессе развития специальной психологии ее задачи конкретизировались, поскольку исследователи, обращаясь к решению научных проблем, объединяли (или разделяли) их по разным основаниям. Систематизация задач относительно негативных атипий развития впервые была представлена В. И. Лубовским (1989). Он сгруппировал эти задачи по научному содержанию и практической направленности.

Первая группа задач — общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития психики аномального ребенка (терминология автора). Среди них можно выделить такие направления изучения:

- раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормальных и аномальных детей;

- раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям;

- раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики разных групп аномальных детей;

- установление зависимости развития и проявлений психики от характера, механизмов и степени выраженности аномалии.

Вторая группа задач — изучение аномалии формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.

Третья группа задач специальной психологии — выявление путей компенсации дефекта и развития психики в целом.

Четвертая группа задач — разработка научных основ, методов и средств обучения разных групп аномальных детей, теоретическое обоснование конкретных путей их обучения.

Решение этих основных задач стало возможным в ходе исследования целого ряда частных проблем в отдельных областях специальной психологии (например, психологии глухих, умственно отсталых, психологии детей с нарушениями речи и др.).

В работах других авторов задачи специальной психологии обозначались в рамках решаемых исследователями проблем, однако общая их систематизация в литературе отсутствует.

Рассматривая современную специальную психологию как науку, обращенную к изучению позитивных и негативных атипий развития, а также как науку, прослеживающую закономерности формирования взглядов и отношений общества к людям с атипией развития, можно представить задачи специальной психологии в ее проблемном поле следующим образом.

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Теоретическое пространство

А. Структурирование науки

Установление границ компетентности.

Определение объекта изучения.

Уточнение системы понятий.

Дифференциация от других наук.

Интеграция с другими науками.

Перспективные проблемы.

Б. Предметная область науки

1. Атипии развития и закономерности их проявления:

- исследование психологических механизмов отклонений и нарушений развития в связи с деятельностью мозга;

- установление закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития;

- классификация нарушений психического развития;

- разработка методов выявления нарушений психического развития и определения их структуры.

2. Закономерности освоения социокультурного опыта при атипиях развития:

- исследование особенностей освоения социокультурного опыта (его структурирования, сохранения и использования);

- разработка методов оценки овладения социокультурным опытом.

3. Система помощи лицам разных возрастных категорий с атипией развития:

- научное обоснование содержания обучающих программ;

- научное обоснование и разработка методов социализации.

4. Общественные установки по отношению к людям с атипией развития и разработка системы воздействия на эти установки:

- научное обоснование и разработка методов, способствующих социальному принятию лиц с атипией развития;

- нахождение путей формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.

Практическое пространство

А. Практико-ориентированные задачи

Разработка технологии различных видов психологической помощи детям с атипией развития и их семьям.

Обоснование и разработка психологических и социальных мероприятий, позитивно влияющих на качество жизни людей с атипией развития.

Разработка технологий формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.

Профессиональная подготовка специального психолога.

Повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного профиля.

Б. Организационные задачи

Определение стратегии, направлений и путей организации системы помощи людям с атипией развития в современном обществе.

Разработка стратегии и тактики взаимодействия параллельных служб.

Таким образом, предмет и задачи специальной психологии позволяют обозначить ее структуру.

1. Психология атипий развития (раздел, посвященный описанию и классификации атипий развития).

2. Психология направленного и спонтанного познания при атипиях развития (раздел, посвященный закономерностям познавательной деятельности при атипиях).

3. Психология социализации при атипиях развития (раздел, посвященный влиянию атипий на содержание и качество жизни человека).

В аспекте перспектив развития специальной психологии можно рассматривать первые два ее раздела как наиболее разработанные, а третий — как формирующийся, находящийся в стадии становления, хотя отдельные исследования в этом направлении проводились в рамках дефектологии.

В качестве составляющих каждого из разделов можно выделить:

психологию детей с отклонениями развития;

психологию одаренных детей (рис. 2).

В настоящее время представляется актуальным рассмотреть все структурные разделы специальной психологии в современной логике, объединив их в границах научного познания и выделив единые смысловые доминанты.

Рис. 2. Структура специальной психологии

1.3. Место специальной психологии в системе научного знания

Возникнув на стыке медицины, психологии и дефектологии, специальная психология сохраняет свой статус пограничной науки. Нахождение на пересечении других наук приводит к неопределенности положения любой новой науки, каждая из «родительских» дисциплин зачастую рассматривает ее в качестве своей составной части. Причина неопределенности положения специальной психологии в том, что она в разное время обращала свои результаты к «обслуживанию» запросов медицины, дефектологии и общей педагогики. Жизнь тем не менее диктовала конкретный социальный заказ:

- оказывать помощь детям и лицам других возрастных групп, которые по разным причинам не могут самостоятельно освоить жизненное пространство в необходимых пределах и нуждаются в специфической помощи в процессе их обучения, воспитания и социализации;

- психологически осмысливать восприятие обществом тех лиц, которые отличаются от нормативного большинства в ту или иную сторону («со знаком плюс или минус»), и формировать отношение к этим людям.

Психология — это интегрированное знание, основанием структурного представления которого служат психологические аспекты конкретной деятельности, развития и отношения человека как субъекта развития и деятельности к обществу, в котором оно осуществляется (Петровский А. В., 1995).

Специальная психология рассматривается нами как самостоятельная область общепсихологического знания, выделенная изначально по основанию «развитие», а впоследствии и по «конкретной деятельности». Это означает, что становление специальной психологии соответствует общим закономерностям организации психологического знания.

Психология как наука по сравнению с другими науками имеет особые практические следствия, так как направлена на изучение внутреннего мира человека. Задача психологии — понять этот внутренний мир и научиться управлению им. По словам Ю. Б. Гиппенрейтер (1998), познавая себя, человек неминуемо будет себя изменять, соответственно психология — это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. Применительно к специальной психологии эта задача рассматривается нами не только как изучение особенностей усвоения культурного опыта при атипиях развития, но и как управление его усвоением, нормализация самих лиц с атипией, адаптация их в обществе, что является важнейшей составляющей социализации. Исходя из междисциплинарного статуса специальной психологии, необходимо рассмотреть уровни ее взаимосвязей.

Первый уровень — внутрипсихологический, в котором изучаются проблемы на границе различных областей психологии (общей, возрастной, клинической, социальной, педагогической и т. д.).

Второй уровень — внешнепсихологический. Он предполагает изучение предметно-объектных оснований проблем специальной психологии с позиций философии, социологии, медицины, педагогики и других наук о человеке.

1.3.1. Специальная психология и другие разделы психологии

Специальная психология тесно связана со многими разделами психологии. Так, связи специальной и общей психологии вытекают из сходства их определений, методов, понятийного аппарата. Но если общая психология изучает наиболее общие закономерности психической деятельности, строение и развитие психики в норме, то специальная психология изучает такие закономерности при атипичном (отклоняющемся и нарушенном) развитии.

Психологическое изучение нормальных и аномальных детей в аспекте их развития, начатое еще Л. С. Выготским, сближает возрастную, детскую, педагогическую и специальную психологию.

Специальную и возрастную психологию сближает общность их объекта — развивающийся человек. Но если возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств, то специальная психология изучает формирование психических новообразований в условиях специфической социализации — нарушении взаимодействия личности с окружающей средой. В этой связи проблемы специальной психологии решаются с учетом возрастных особенностей человека, имеющего врожденные или приобретенные проблемы развития, опосредованно влияющие на его социализацию.

С педагогической психологией особо интенсивное взаимодействие происходит при установлении закономерностей овладения знаниями, умениями, навыками детьми с атипией, при изучении изменений их психики в процессе учебно-воспитательной работы. Специальная психология выявляет психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий с такими детьми, изучает закономерности педагогического процесса, определяет условия его оптимизации. При этом специальная психология ориентирует «ожидаемый результат» на доступный каждому ребенку уровень развития и социализации.

Изучение особенностей психического развития при патологических состояниях привносит общие моменты в специальную и клиническую психологию.

Взаимодействие специальной психологии с другими разделами психологической науки расширяется по мере дифференциации психологии в целом и появления новых задач специальной психологии. Так, начиная с 70-х годов прошлого века отечественная научная школа А. Р. Лурии интенсивно развивает детскую нейропсихологию, что представляет собой качественно новую ступень в изучении проблемы «мозг и психика». Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функций у детей с локальными поражениями мозга, проводимое в рамках нейропсихологии, позволило выявить закономерности хроногенной локализации высших психических функций, о чем еще в 1934 году писал Л. С. Выготский. Концепция Л. С. Выготского об изменчивости межфункциональных связей и отношений в процессе формирования высших психических функций позволила указать направление изменений в процессе развития: «вверх» — на еще не сформировавшиеся функции и «вниз» — на уже сложившиеся. Изменчивость межфункциональных связей обусловливает зависимость характера отклонений в развитии от времени воздействия патогенного фактора. Этот вывод способствовал уточнению задач психологической диагностики и научному обоснованию обучения детей с нарушениями в развитии. Сегодня можно уверенно говорить о широком применении нейропсихологических методов в специальной психологии (см. работы Н. К. Корсаковой, А. В. Семенович, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, О. Н. Усановой, Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной и др.).

Решение задач интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии потребовало социально-психологических исследований и тем самым создало предпосылки взаимопроникновения социальной и специальной психологии. Арсенал фундаментальных положений специальной психологии обогатился представлениями о специфике общения и взаимодействия лиц с атипией, в этом же контексте проводятся исследования личностных особенностей этого контингента.

Поскольку специальная психология является междисциплинарной наукой и одновременно областью психологии, предметом ее изучения становятся многие аспекты (клинико-психологический, социально-психологический и др.) различных разделов психологии. Специальная психология использует полученные знания для понимания атипичного развития в целях нахождения путей оптимальной социализации лиц с атипией.

Широкие связи специальной психологии и других областей психологической науки расценивались и расцениваются неоднозначно, поэтому вопрос о самостоятельности специальной психологии как науки окончательно не решен.

Некоторые авторы (В. В. Богословский, А. Г. Ковалев, А. А. Степанов) считают специальную психологию частью патопсихологии, обосновывая свои взгляды тем, что обе науки изучают нарушения психического развития и психической деятельности людей. По их мнению, эти науки имеют одинаковый предмет.

А. В. Петровский, напротив, говорит о том, что патопсихология, исследующая отклонения в развитии психики, распад психики, является одной из ветвей специальной психологии. Однако с этим, казалось бы, логичным утверждением трудно согласиться.

Специальная психология изучает специфику нарушений развития психической сферы у детей, тогда как патопсихология изучает закономерности распада сформировавшейся психики, структуры личности. Известно, что процессы развития и распада подчиняются разным закономерностям и имеют качественные особенности, не позволяющие говорить об однородности отдельных уровней распада и развития. Следовательно, изучение этих закономерностей должно вестись дифференцированно. Кроме того, специальная психология ориентирована на нужды дефектологии и педагогики и «обслуживает» их теоретические и практические потребности, а патопсихология направлена на решение задач психиатрической клиники. В связи с этим включение специальной психологии в патопсихологию и обратная операция представляются неправомерными.

С другой стороны, высказывались взгляды о специальной психологии как разделе дефектологии (Петрова В. Г., Лубовский В. И., Розанова Т. В. и др.). Действительно, возникновение специальной психологии обусловлено необходимостью психологической помощи детям и взрослым с отклонениями от нормального развития, вызванными врожденными или приобретенными дефектами. Изначально специальная психология была ориентирована на теоретическую и практическую дефектологию. Однако дефектология — педагогическая наука, обращенная к задачам специального образования. Поскольку значительная часть исследований с позиций специальной психологии проводилась в рамках дефектологии, целесообразно рассмотреть взаимодействие этих наук подробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: