«Интеграция детей с проблемами в развитии в общеобразовательные учреждения. Модели интегрированного обучения».
Цель: дать представление о коррекционно-педагогической деятельности в условиях реализации интегративных моделей образования.
Задача: сформировать готовность к организации коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях интегрированного обучения.
1. Вопросы для обсуждения:
1. Интеграция и дифференциация общего и специального
образования.
2. Современные модели интеграции.
3. Формы интеграции.
4. Образовательные учреждения комбинированного вида.
Задания для СРС:
- Законспектируйте статью М. И. Никитиной «Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения».
- Подготовьте реферат по теме «История эволюции интегрированного оюразования» по книге Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М., Изд-во «Владос» 2005 г.
- Подготовьте факты и аргументы для дискуссии на тему «За и против интеграции»
Перечень необходимого оборудования: учебная аудитория, компьютер, компьютерная программа Power Piont
Перечень используемых образовательных технологий: анализ ситуаций из практики, дискуссия, презентация
Рекомендуемая литература:
1.Шевчук Л.Е., Резникова Е.В. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации. Челябинск, 2006.
2.Шевчук. Л.Е., Резникова Е.В. «Гибкие» классы – форма оказания коррекционно-педагогической помощи учащимся с особенностями развития в условиях интегрированного обучения. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008.
3.Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.
3. Теоретико-методологическая база:
Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах:
· ранней диагностике и коррекции;
· обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, интегрированному в
общеобразовательное пространство вне зависимости от формы интеграции,
которую предпочли родители ребенка;
· продуманном и обоснованном отборе детей для интегрированного обучения.
При таком подходе интеграция не противопоставляется системе специального
образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри общегосударственной
системы образования.
Современная российская система специального образования рассматривает
всевозможные направления интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями
здоровья и требует научной разработки интегративных подходов к образованию детей с
особыми образовательными потребностями, поэтому задачами специального образования
в отношении интеграции являются:
· определение системы показаний для осуществления интеграции ребенка с
разным уровнем психофизического развития в общеобразовательные
учреждения;
· разработка содержания и форм специализированной поддержки детей,
интегрированных в общеобразовательные учреждения;
· разработка и апробация вариативных индивидуальных программ воспитания,
обучения и развития учащихся с психофизическими нарушениями в
общеобразовательных учреждениях.
Интеграция в образовательном пространстве может выступать: как принцип, что
проявляется в преобразовании всех компонентов образовательных систем; как средство,
обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при
решении практических задач; как ведущая тенденция обновления содержания
образования. Главной задачей при этом является выбор научных оснований для
интеграции и совершенствование функционирования ее механизмов. Объектами
интеграции могут выступать: виды знаний, система научных понятий, законы, теории,
идеи, модели объективных процессов.
Уже сейчас те учреждения, которые активно опираются на принцип открытости в
своей деятельности, тесно сотрудничают с районной (областной, городской) психолого-
медико-педагогической комиссией (ПМПК), имеют договоры о сотрудничестве с
образовательными учреждениями, осуществляют текущий мониторинг состояния детей,
взаимодействуют с учреждениями здравоохранения и дополнительного образования,
социальными структурами и службой занятости, успешно осуществляют свою
педагогическую деятельность.
Нужно учесть, что не всякое ДОУ или общеобразовательная школа, имея полностью укомплектованную мультидисциплинарную команду специалистов, о которой говорилось выше, может реализовать на практике интегрированное обучение. Именно здесь на помощь образовательным учреждениям должны прийти специалисты постоянно действующих ПМПК или учреждений для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), обслуживающих территорию, на которой находится детский сад или школа. Их задача состоит в том, чтобы оказать методическую помощь специалистам образовательного учреждения с опорой на последние достижения в коррекционной педагогике и специальной психологии, обеспечить разработку и
осуществить контроль за выполнением индивидуального образовательного маршрута для
каждого ребенка, интегрированного в среду своих нормально развивающихся сверстников.