Практическое занятие по теме:7

«Интеграция детей с проблемами в развитии в общеобра­зовательные учреждения. Модели интегрированного обучения».

Цель: дать представление о коррекционно-педагогической деятельности в условиях реализации интегративных моделей образования.

Задача: сформировать готовность к организации коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях интегрированного обучения.

1. Вопросы для обсуждения:

1. Интеграция и дифференциация общего и специального

образования.

2. Современные модели интеграции.

3. Формы интеграции.

4. Образовательные учреждения комбинированного вида.

Задания для СРС:

  1. Законспектируйте статью М. И. Никитиной «Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения».
  2. Подготовьте реферат по теме «История эволюции интегрированного оюразования» по книге Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М., Изд-во «Владос» 2005 г.
  3. Подготовьте факты и аргументы для дискуссии на тему «За и против интеграции»

Перечень необходимого оборудования: учебная аудитория, компьютер, компьютерная программа Power Piont

Перечень используемых образовательных технологий: анализ ситуаций из практики, дискуссия, презентация

Рекомендуемая литература:

1.Шевчук Л.Е., Резникова Е.В. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации. Челябинск, 2006.

2.Шевчук. Л.Е., Резникова Е.В. «Гибкие» классы – форма оказания коррекционно-педагогической помощи учащимся с особенностями развития в условиях интегрированного обучения. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008.

3.Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.

3. Теоретико-методологическая база:

Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах:

· ранней диагностике и коррекции;

· обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, интегрированному в

общеобразовательное пространство вне зависимости от формы интеграции,

которую предпочли родители ребенка;

· продуманном и обоснованном отборе детей для интегрированного обучения.

При таком подходе интеграция не противопоставляется системе специального

образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри общегосударственной

системы образования.

Современная российская система специального образования рассматривает

всевозможные направления интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями

здоровья и требует научной разработки интегративных подходов к образованию детей с

особыми образовательными потребностями, поэтому задачами специального образования

в отношении интеграции являются:

· определение системы показаний для осуществления интеграции ребенка с

разным уровнем психофизического развития в общеобразовательные

учреждения;

· разработка содержания и форм специализированной поддержки детей,

интегрированных в общеобразовательные учреждения;

· разработка и апробация вариативных индивидуальных программ воспитания,

обучения и развития учащихся с психофизическими нарушениями в

общеобразовательных учреждениях.

Интеграция в образовательном пространстве может выступать: как принцип, что

проявляется в преобразовании всех компонентов образовательных систем; как средство,

обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при

решении практических задач; как ведущая тенденция обновления содержания

образования. Главной задачей при этом является выбор научных оснований для

интеграции и совершенствование функционирования ее механизмов. Объектами

интеграции могут выступать: виды знаний, система научных понятий, законы, теории,

идеи, модели объективных процессов.

Уже сейчас те учреждения, которые активно опираются на принцип открытости в

своей деятельности, тесно сотрудничают с районной (областной, городской) психолого-

медико-педагогической комиссией (ПМПК), имеют договоры о сотрудничестве с

образовательными учреждениями, осуществляют текущий мониторинг состояния детей,

взаимодействуют с учреждениями здравоохранения и дополнительного образования,

социальными структурами и службой занятости, успешно осуществляют свою

педагогическую деятельность.

Нужно учесть, что не всякое ДОУ или общеобразовательная школа, имея полностью укомплектованную мультидисциплинарную команду специалистов, о которой говорилось выше, может реализовать на практике интегрированное обучение. Именно здесь на помощь образовательным учреждениям должны прийти специалисты постоянно действующих ПМПК или учреждений для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), обслуживающих территорию, на которой находится детский сад или школа. Их задача состоит в том, чтобы оказать методическую помощь специалистам образовательного учреждения с опорой на последние достижения в коррекционной педагогике и специальной психологии, обеспечить разработку и

осуществить контроль за выполнением индивидуального образовательного маршрута для

каждого ребенка, интегрированного в среду своих нормально развивающихся сверстников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: