Практическое занятие по теме:8

«Гуманистические образовательные технологии в коррекции нарушенного развития».

Цель: рассмотреть понятие «гуманистическая педагогика», познакомить с технологиями М. Монтессори, Р.Штайнера, познакомить с особенностями Кэмпхиллского движения.

Задача: возбудить стремление овладеть знаниями и умениями гуманистических образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ.

1. Вопросы для обсуждения:

1. Гуманистическая педагогика.

2. Гуманистические образовательные системы в специальном
образовании.

3. Основополагающие принципы Монтессори-педагогики.

4. Использование педагогических идей Марии Монтессори в
коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии. Знакомство с материалом М.Монтессори, его возможностями для обучения детей с ОВЗ.

5. Вальдорфская педагогика.

6. Идеи Рудольфа Штайнера в специальном образовании. Показ видеофрагментов обучения в школе Р.Штайнера.

7. Кэмпхиллское движение как форма социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями.

Задания для СРС:

Подготовьте выступления на темы «Использование мате­риала Монтессори в коррекционной работе», «Вальдорфская пе­дагогика Рудольфа Штайнера».

Перечень необходимого оборудования: учебная аудитория, компьютер, компьютерная программа Power Piont, материал М.Монтессори, видеофильмы.

Перечень используемых образовательных технологий: анализ ситуаций из практики, дискуссия, презентация

Рекомендуемая литература:

1. Антология вальдорфской педагогики. — М., 2003.

4. Гармоничный ребёнок. — СПб, 2003.

5. Грюнелиус Э. М. Вальдорфский детский сад. — М., 1992.

7. Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.

Теоретико-методологическая база:

Гуманистическое воспитание и образование требует от педагога:
- отступить от позиции «я прав» и научиться понимать позицию ребенка; принимать новые и инновационные подходы в воспитании и обучении; понимать ребенка, признавать ребенка личностью, принимать его таким, каков он есть. Способствовать такой позиции может диалоговое общение («педагог-ребенок»);
- научиться убеждать ребенка, а не наказывать. Наказать легче, чем искать пути «к его сердцу». Этот поиск требует приложения усилий, постоянного обучения и изменения стереотипов воспитания и преподавания;
- научиться жить в детском мире и одновременно не забывать, что воспитатель должен, как подчеркивал А. С. Макаренко, вести себя так, чтобы каждое его действие было воспитательным.
Гуманизация воспитания и образования предусматривает создание таких форм и методов воспитания, обучения, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности ребенка (ученика, студента) - его познавательных способностей, индивидуальных качеств, в первую очередь тех, с помощью которых личность может и хочет обучаться, заинтересована в том, чтобы эффективно воспринимать воспитательное и образовательное влияние. Переход на гуманистические позиции учебно-воспитательного процесса имеет определенные трудности, как для педагога, так и для ребенка по субъективным и объективным причинам. Механизмом для гуманизации воспитания и образования является диалоговое общение («педагог - ребенок»), а инструментом - стимулирующе-контролирующие мероприятия.
В диалоговом поле взаимодействия у ребенка формируется доверительное отношение к педагогу, к людям. В этом поле педагог выступает не «сверхличностью», которая все знает, все может, имеет право критиковать, наказывать. Педагог воспринимается как обычный человек, который искренне интересуется жизнью ребенка, признает свои ошибки, исправляет их, который учит сам и учится у своих учеников

Создавая новое, нельзя забывать «хорошее старое». Старое - это прочный проверенный фундамент, на котором должны строиться новые эволюционирующие педагогические системы. Наиболее гуманистичными, эффективными и популярными в работе, как со здоровыми, так и с больными детьми считаются педагогические системы прошлых времен: Монтессори-педагогика, педагогика Р. Штейнера, Пето, М. Хари и др.
Педагогика выдающегося итальянского гуманиста Марии Монтессори (1870-1952 гг.) завоевала весь мир. В мировом педагогическом опыте не было, и нет такого органичного соединения разных знаний, как в разработанной ею технологии.
Монтессори-педагогика - это лечебная педагогика, основанная на принципах Марии Монтессори, которая рассматривала ребенка как личность с самого рождения. В этом заложено ее главное отличие от других систем. Согласно ее системе ребенок имеет возможность свободно и самостоятельно двигаться и развиваться. Общий принцип метода Монтессори основан на наблюдении за ребенком в природных условиях и в принятии его таким, каков он есть. В целом педагогическая система М. Монтессори репрезентует теорию свободного воспитания и сенсуализма в педагогике. Глубина реализованных в этой технологии теоретических положений, усовершенствованный методический и дидактический инструментарий дают возможность использовать ее в разных педагогических условиях.
Разрабатывая собственную педагогическую систему, М. Монтессори опиралась на идеи французских психиатров и педагогов Жана-Гаспара Итара (1775-1838 гг.) и Эдуарда Сегена (1812-1880 гг.), которые теоретически обосновали и практически доказали возможности воспитания детей с особыми потребностями с помощью специальных упражнений. После многолетних научных поисков М. Монтессори задумалась над созданием системы, которая была бы строго индивидуальной и давала возможность педагогу наблюдать за ребенком и изучать его.
Мария Монтессори не противопоставляет личности педагога и ребенка, считая их равноценными в воспитании. Такой подход объединяет систему Монтессори с гуманистическими традициями украинской этнопедагогики и современными концепциями обучения и воспитания. Важно, чтобы педагог был личностью, которая постоянно развивается, владеет навыками самоисследования и видения ребенка в развитии. Способность «вникать в секрет детства», знать, любить ребенка и уметь служить ему «согласно с законами высшей справедливости», по убеждению М. Монтессори, является главной миссией педагога [4, с.5-20].
Посредником между педагогом и ребенком, по ее убеждению, должен быть дидактический материал, призванный пробудить самостоятельность ребенка, помочь его самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Собрав, осмыслив и интегрировав компоненты многочисленных педагогических теорий (Р. Перейри, Ж.-Г. Итара, Э. Сегена, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци, Ф. Фребеля и др.) М. Монтессори разработала целостную систему, в которой отсутствие, с первого взгляда, теоретической новизны и оригинальности является ее главной практической силой. В 1907г. у Марии Монтессори появилась возможность применить на практике свою теорию, результаты первых наблюдений и исследований. Созданный «дом ребенка» Марии Монтессори использовала как своеобразную экспериментальную площадку. Специальная среда в нем стимулировала природное развитие детей, а их занятия объединяли свободные игры и молитвы, разнообразную познавательную деятельность - с песнями. Все это было сориентировано на то, чтобы приучить ребенка к самостоятельности, способствовать его разностороннему совершенствованию, помочь ему организовать свою деятельность и реализовать свою природу. В таких условиях у детей появлялся самопроизвольный, внутренний интерес к занятиям, что и было целью его воспитания

Вальдорфская педагогика является детищем выдающегося австро-немецкого общественного деятеля, философа и педагога, исследователя творчества Гете, основателя духовно-научного движения - антропософии Рудольфа Штейнера (1861 - 1925). Множество последователей восприняли его новаторские педагогические идеи, которые со временем стали ядром междуна-родного культурно-образовательного движения. Сегодня количество, так называемых, свободных вальдорфских школ (антропософских школ Р. Штейнера) достигает полтысячи. Больше их в Германии, Голландии, Швеции, Великобритании, Австрии, США. Есть они в Африке, Южной Америке, Японии, других странах. Вальдорфская педагогика представлена и сотнями детских садов. Она непосредственно связана с основанным Р. Штейнером оригинальным лечебно-педагогическим направлением, которое развивается во многих лечебно-педагогических институтах и общинах.

Главным в развитии вальдорфской педагогики стала организация лечебно-педагогических общин «Кемпхилл», которые функционируют на основе принципов антропософии Р. Штейнера. Исторически движение направленно на роботу с больными, однако его сторонники ставят перед собой более широкие задачи - создание общин, в которых люди строят жизнь на основе христианской морали, морали, которая соответствует современному сознанию. Первое товарищество «Кемпхилл» было организовано в 1939г. в Шотландии австрийским врачом, педагогом и психологом Куртом Кенингом (1902-1966). Это поселение, где совместно проживают дети и взрослые с физическими и психическими недостатками и требуют присмотра, а также те, кто их воспитывает, лечит и присматривает за ними. Эта лечебно-педагогическая и социально-терапевтическая община, в которой интегрируется совместная жизнь, работа и обучение больных и здоровых людей.
Стержнем вальдорфской педагогики является свобода, но не в значении асоциальности человека. Вальдорфская школа не ориентирует детей на выбор мировоззрения, а помогает им свободно и плодотворно самоопределиться, трезво и ответственно осознать реалии мира. Вальдорфская педагогика - это не программа, не система методических приемов, а многолетний практический опыт. В ней соединены возможности мыслительного, эстетического, трудового, социального, морального воспитания, принципы индивидуального подхода и свободы в воспитании, вопросы режима дня и ритма года, которые имеют в своей основе разносторонние знания о развивающемся ребенке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: