Применить ниже приведенный порядок могут те налогоплательщики, которые занимаются выполнением или оказанием услуг в привычном понимании этих терминов, то есть осуществляют реализацию работ или услуг. Вместе с тем формулировка п.1 ст. 319 НК РФ позволяет сделать вывод, что установленный для работ (услуг) порядок оценки НЗП могут применять и те налогоплательщики, которые не реализуют работы или услуги «на сторону». Например, сборочное производство, исходя из норм ст. 38 НК РФ, где дано определение работы в целях налогообложения, вероятно, относится именно к «производству, связанному с выполнением работ», а не к «производству, связанному с обработкой и переработкой сырья». Этот вывод косвенно подтверждается положением абзаца 1 п.1 ст. 319 НК РФ. Там указано, что к НЗП относятся в том числе и остатки невыполненных заказов производств. То есть термин «заказ», используемый в рассматриваемом порядке оценки НЗП, явно применим в данном контексте к сборочному производству.
Остановимся теперь на расчете НЗП при выполнении работ (оказании услуг). Исходя из норм абзаца 4 пункта 1 статьи 319 НК РФ, формула расчета налоговой оценки незавершенного производства на конец месяца (НЗП кон) будет выглядеть следующим образом:
НЗП кон = (ПР + НЗП нач)* ЗАК НЗП
------------ (3)
ЗАК МЕС
где ЗАК НЗП - не завершенные (или завершенные, но не принятые) на конец месяца заказы на выполнение работ (оказание услуг);
ЗАК МЕС - общий объем выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг).
Напомним, что для показателей ПР и НЗП нач единицей измерения являются рубли, а вот единица измерения для ЗАК НЗП и ЗАК МЕС кодексом в явном виде не установлена, поэтому необходим дополнительный комментарий в чем измерить «заказ» - в рублях, штуках, пилометрах и т.д. Поскольку кодекс не конкретизирует понятие «заказ», то под ним можно понимать как договор с заказчиком на выполнение работ (оказание услуг), так и, например, внутренний документ организации на выполнение работ (услуг) в рамках производственного цикла по сборке продукции из готовых комплектующих. И под оценкой заказа при расчете НЗП кон вполне можно понимать оценку работ (услуг) либо по продажным ценам, либо по какой-либо (например, нормативной) себестоимости, либо в натуральном выражении (в штуках: один заказ, два заказа, три заказа и т.д. или, например, для сборочных производств в единицах готовой продукции).
Расчет доли НЗП на основе суммовых показателей (то есть измерение заказов в рублях при расчете суммы НЗП) на первый взгляд противоречит абзацу 2 пункта 1 ст. 319 НК РФ. В ней говорится о том, что для расчета суммы НЗП используются данные об остатках сырья, материалов и готовой продукции в количественном выражении, а суммовая оценка упоминается только для прямых расходов. Однако для «классического» варианта оказание услуг вести речь о сырье, материалах, готовой продукции было бы явно некорректно. И если для расчета использовать только эти показатели, то рассчитать НЗП по услугам будет просто не возможно. Таким образом, налогоплательщик может самостоятельно установить в своей налоговой учетной политике, что он будет считать заказом для конкретного производства и в чем он эти заказы будет измерять.
Например, если организация оказывает транспортные услуги с принципиально различной деятельностью перевозок, то для расчета можно использовать договорную оценку перевозок. Если перевозки однотипные (одно расстояние, один тоннаж и т.д.), их можно измерить в штуках. При конвейерной сборке заказов можно считать отдельный готовый станок или автомобиль (как одну штуку или как нормативную (плановую) себестоимость одного станка или автомобиля каждой марки). При выполнении ремонтных работ можно применять договорную стоимость каждого этапа работ, сдаваемого заказчику отдельно.