Предназначение финансового менеджмента.
Лекция 1.
Раздел 1. Введение в финансовый менеджмент.
Тема 1.1 Финансовый менеджмент как система управления: сущность, характеристики, органы управления.
План
1.Предназначение финансового менеджмента.
2.Особенности отечественной школы финансового менеджмента.
3.Стратегические и тактические цели финансового менеджмента.
Широкое признание финансового менеджмента российскими учеными и практиками, введение этой дисциплины в учебные планы высших экономических учебных заведений составляет главнейшее содержание нового этапа развития отечественной науки управления финансами предприятия. Речь идет, по существу, о принципиальном качественном изменении этой науки, сумевшей дать адекватные ответы на самые жгучие вопросы, поставленные жизнью:
Как рыночная среда меняет логику функционирования финансового механизма предприятия?
Как управлять финансами предприятия на основе этой логики? Каковы рыночные критерии принятия финансовых решений?
Как сочетать стратегию и тактику, долго – и краткосрочные аспекты жизнедеятельности предприятия в новых условиях?
Какие ограничения на управление финансами накладывает (но и какие новые возможности приносит) инфляционная среда?
Какие существуют легальные методы финансового маневрирования в целях нейтрализации последствий тяжелого налогообложения?
Вопросы эти можно множить и множить, но научная корректность и этика требуют высветить главное: отечественная школа финансового менеджмента состоялась благодаря наследию русских ученых – рыночников (и не только дореволюционных), многовековому опыту зарубежных финансистов, оформленному в глубочайшим образом проработанную и красивейшую из наук – финансовый менеджмент, и, наконец, благодаря подвижничеству сегодняшних российских исследователей, не только доказавших, что изящный «импортный» финансовый менеджмент применим к деятельности российских хозяйствующих субъектов, но и осуществивших необходимую адаптацию основных положений зарубежных школ финансового менеджмента к условиям рынка и действующему законодательству по бухгалтерскому учету, отчетности и налогообложению, а также восполнивших целый ряд пробелов, до сих пор существовавших в зарубежной финансовой науке.
Итак, новый сложный этап формирования рыночной экономики в России породил потребность в обучении как практиков бизнеса, так и студентов вузов финансовому менеджменту – науке управления финансами предприятия, направленной на достижение его стратегических и тактических целей.
Последние же индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятие в сложных условиях российского налогового климата могут иметь различные интересы в вопросах регулирования массы и динамики прибыли, приумножения имущества акционеров, контроля за курсовой стоимостью акций, дивидендной политикой, повышения стоимости предприятия, но все эти и многие другие аспекты деятельности предприятия поддаются управлению с помощью универсальных методов, наработанных рыночной цивилизацией и объединенных в науке финансового менеджмента в стройную и неоценимо полезную в практическом отношении систему.
Сразу же отметим в этой связи два важнейших момента.
Во–первых, предложенное определение финансового менеджмента несколько отличается от принятой в странах развитого рынка дефиниции. Американские и западноевропейские коллеги определяют финансовый менеджмент как управление финансами фирмы, имеющее главной своей целевой функцией максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли. В условиях же российского рынка финансовый менеджмент дает необходимый набор методов для достижения тех целей, которые данное предприятие само перед собой ставит. Главное выбрать методы, соответствующие этой цели, а не противоречащие ей, и суметь их применить.
Во-вторых, вопреки мнению оппонентов, мы воспринимаем финансовый менеджмент именно с позиции критериев принятия финансовых решений, признавая, что главные принципы и методы финансового менеджмента носят универсальный характер, и солидаризируясь с основными мировыми школами финансового менеджмента. Одновременно, как уже говорилось, мы настаиваем на необходимости адаптации этих универсальных принципов и методов к особенностям российского рынка.