К числу факторов, влияющих на эффективность управления, относят величину предприятия и количество его сотрудников, а также особенности производственной деятельности. Среди этих факторов:
• потенциал сотрудников, их способность выполнять работу;
• средства производства;
• культура организации;
• социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом.
Это предполагает использование новейших информационных и управленческих технологий, максимальную автоматизацию и компьютеризацию деловых процессов, активное участие сотрудников организации в управлении, формирование надежных коммуникаций, заинтересованности всех участников в результатах управления.
Каждая организация, каждый субъект управления имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность. Приведем эти факторы (Проблемы теории и практики управления. 2003. № 4).
Внешние факторы:
Активная политика конкурента
Внезапные изменения в экономическом положении клиентов
Экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность работы предприятия
Общественно значимые события
Структурные изменения в обществе
Неблагоприятные погодные условия
Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников
Мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей
Репрессивное и агрессивное к предпринимательству законодательство
Миграционные процессы, ухудшающие качество населения
Резкие колебания на финансовых рынках
Неожиданные изменения конъюнктуры на рынках энергоресурсов и сырья
Изменения в соотношении политических сил, влияющих на промышленную политику государства
Новые технологии производства товаров и услуг
Требования профсоюзов к технике безопасности и условиям труда
Влияние средств массовой информации на формирование имиджа предприятия и его руководства
Внутренние факторы
Психологический климат в коллективе
Неравномерность, неритмичность поставок и перегрузки в работе
Прогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени
Болезни руководителей и сотрудников
Мероприятия, проводимые профсоюзным движением (забастовки, митинги и т.д.)
Производственные конфликты
Увольнение или прием на работу новых сотрудников
Расширение или сокращение деятельности организации
Неисправности машин и оборудования, оргтехники, средств связи
Криминальное поведение клиентов или персонала: воровство, обман, хищения, технический вандализм
Действия влиятельных лиц, содействующих или мешающих деятельности организации (лобби)
Факторы охраны имущества и безопасности труда
Социальные инициативы коллектива, изобретательство и рационализаторство
Разработка стратегий управления, согласование с коллективом планов развития
Административный контроль, система поощрения и взыскания
Позитивная мотивация творческого и производительного труда сотрудников
Эффективность менеджмента зависит от активности субъекта управления. Активность складывается из двух типов факторов — структурных и активирующих. Структурные факторы управления требуют рационального подхода, логики, объективности и систематизации. Они характеризуют область технических навыков. Активирующие факторы характеризуют процесс управления людьми, умение налаживать межличностные отношения. Владение этими факторами требует творческого подхода, знаний в области человеческого поведения, интуиции (рис. 13.1).
Рис. 13.1 Структурные и активизирующие факторы управления