double arrow

Тема 4. Правоотношения в сфере трудового права


Изучение данной темы следует начинать с повторения понятия правоотношения из общей теории права. Правоотношение-это общественное отношение, урегулированное нормами права. Необходимо уяснить основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений, что такое трудовая правоспособность и дееспособность. Учащиеся должны уметь определить их субъективный состав, указать на объекты, проанализировать и раскрыть их содержание.

Трудовые правоотношения следует отличать от смежных правоотношений, регулируемых нормами гражданского законодательства.

Правоотношения и нормы права представляют собой неразрывное целое. Как не может быть правоотношения без нормы права, так и норма права не может осуществляться каким–либо другим путем, помимо правоотношений. Правоотношения порождаются нормой права. Каждое правоотношение имеет своих субъектов.

Литература [19,20]

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «правоотношения по трудовому праву».

2. Определите систему правоотношений в сфере наемного труда.

3. Назовите основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.




Тема 5. Социальное партнерство. Коллективные договоры и соглашения.

Становление рыночной экономики предопределяет необходимость изменения способов правового регулирования общественно-трудовых отношений путем максимального учета интересов всех их участников. Коллективно договорное регулирование позволяет активизировать участие работников и нанимателей в определении условий труда и развивать их отношения на базе социального партнерства.

В социально–трудовой сфере, как правило, взаимодействуют наемные работники, наниматели и государство. Их интересы различны, однако социальное партнерство предполагает их взаимодействие.

Учащимся рекомендуется обратить внимание, что Трудовой кодекс впервые в Республике Беларусь не только ввел в предмет трудового права коллективные переговоры и социально-партнерские отношения, но и подробно их урегулировал.

Необходимо изучить содержание, принципы коллективного договора, соглашений, сферу их действия, порядок ведения коллективных переговоров, регистрации и ответственность за невыполнение коллективного договора, соглашения.

Литература [2]

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятий «коллективный договор», «соглашение» и определите сферу их действий.

2. Проанализируйте принципы заключения коллективного договора, соглашения.

3. Дайте понятие социального партнерства.

4. Выскажите общее суждение о значимости социального партнерства.

5. Изложите сущность контроля за исполнением колдоговора, соглашения.

6. Прокомментируйте ответственность сторон за невыполнение колдоговора, соглашения.



Тема 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

Изучение данной темы следует начинать с анализа содержания ст.41 Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 19 июня 2006 г., Указа Президента Республики Беларусь «Об установлении ответственности за нарушение законодательства о занятости населения» от 25 сентября 2006 г.

Учащиеся должны усвоить, что некоторые категории лиц имеют дополнительные гарантии в области содействия занятости населения, которые особо нуждаются в социальной защите и не способны на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Особое внимание необходимо обратить на правовой статус государственной службы занятости населения, ее функции. Следует ознакомиться с правами и обязанностями государственной службы занятости населения.

Лицам, которые не могут реализовать право на труд по не зависящим от них причинам, гарантируется социальная поддержка со стороны государства и помощь в трудоустройстве. Одной из гарантий эффективного осуществления государственной политики в области занятости населения является наличие особого источника финансирования.

Важно уяснить, что наниматели как субъекты рынка труда наделяются определенными правами и обязанностями по обеспечению занятости населения.

Литература [3]

Вопросы для самоконтроля



1. Раскройте определение понятия «занятость» и назовите ее формы.

2. Охарактеризуйте государственную политику в области содействия занятости населения.

3. Изложите социальные гарантии и компенсации в сфере занятости.

4. Раскройте понятие безработного.

5. Раскройте правовое положение безработного.

6. Охарактеризуйте государственную службу занятости, ее структуру и функции.







Сейчас читают про: