Тема 4.2. Учет процесса производства

Студент должен:

знать:

- схему процесса производства;

уметь:

- оформлять бухгалтерскими записями процесс производства.

Понятие учета процесса производства, его отражение бухгалтерскими записями. Понятие прямых и косвенных затрат. Характеристика незавершенного производства и фактической себестоимости выпущенной продукции.

Методические рекомендации

Себестоимость продукции, работ и услуг – важнейший показатель деятельности любого предприятия.

Себестоимость продукции, работ и услуг складывается в ходе осуществления процесса производства.

Основными задачами учета процесса производства являются:

- учет объема производства и ассортимента продукции;

- учет фактических затрат на производство продукции, работ и услуг;

калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг.

Учет процесса производства предполагает:

- раздельный учет затрат по видам производства;

- деление всех затрат на прямые и косвенные.

Различают производство основное и вспомогательное. К основному производству относят цеха, выпускающие продукцию по профилю предприятия. Под вспомогательными понимают цеха, занятые обслуживанием основных цехов.

В течение отчетного периода на счетах «Основное производство» и «Вспомогательные производства» собираются прямые затраты, непосредственно связанные с изготовлением конкретных видов продукции, осуществлением работ и услуг.

Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением, в течение отчетного периода учитываются на счетах «Общепроизводственные расходы» и «Общехозяйственные расходы».

В дебете счета «Общепроизводственные расходы» собираются затраты на содержание, амортизацию и текущий ремонт производственного оборудования, цехового транспорта, рабочих мест, износ и затраты на восстановление инструментов и приспособлений.

Собранные в течение отчетного периода расходы по счету «Общепроизводственные расходы» после распределения по объектам учета списываются в дебет счетов «Основное производство», «Вспомогательные производства».

Счет «Общехозяйственные расходы» служит для текущего учета и контроля за исполнением сметы этих расходов.

Собранные в течение отчетного периода расходы по счетам «Общехозяйственные расходы» и «Общепроизводственные расходы» после распределения по объектам учета списываются в дебет счетов «Основное производство», «Вспомогательные производства».

Таким образом, на калькуляционных счетах в конце месяца будут учтены все затраты на производство продукции, работ и услуг.

Строение счета «Основное производство» можно представить следующим образом:

Д-т Счет «Основное производство» К-т
Сн – остаток незавершенного производства на начало отчетного периода ОбД – затраты на производство Ск – стоимость незавершенного производства на конец отчетного периода ОбК – фактическая производственная себестоимость выпущенной готовой продукции
       

[3,5,6,7,9]

Вопросы для самоконтроля

  1. Раскройте содержание учета процесса производства.
  2. Что такое себестоимость?
  3. Что относится к прямым затратам?
  4. Что относится к косвенным затратам?
  5. Какие счета используются для учета процесса производства?

Тема 4.3. Учет процесса реализации

Студент должен:

знать:

- схему учета процесса реализации;

уметь:

- оформлять бухгалтерскими записями процесс реализации;

- определять финансовый результат от реализации продукции.

Понятие реализации в соответствии с частью I Налогового кодекса РФ. Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса реализации. Определение финансового результата от реализации и отражение его на счетах бухгалтерского учета.

Методические рекомендации

Процесс реализации включает в себя хозяйственные операции по сбыту и продаже продукции. Отражение операций по реализации на счетах необходимо для правильного выявления финансового результата от реализации. Расчет финансового результата производится в зависимости от метода определения выручки от реализации продукции.

Выручка согласно ПБУ 9/99 признается в бухгалтерском учете при следующих условиях:

- организация имеет право на получение этой выручки в соответствии с договором;

- сумма выручки может быть определена также, как и производственные в связи с этой операцией расходы;

- имеется уверенность в том, что в результате операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

- право пользования перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком.

Аналитический учет реализации продукции ведется по отдельным видам и предъявленным покупателям расчетным документам.

Аналитический учет реализации продукции ведется по отдельным видам и предъявленным покупателям расчетным документам.

Синтетический учет реализации продукции осуществляется на счете 90 «Продажи», который предназначен для информации о доходах и расходах, а также для определения финансового результата по ним.

Предприятия по мере признания в бухгалтерском учете выручки отражают сумму, на которую покупателям предъявлены расчетные документы, по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно в дебет счета 90, субсчет «Себестоимость продаж», списывается себестоимость отгруженной продукции с кредита счетов 40, 43, 45, 20. Сюда же списываются сбытовые расходы на продажу, относящиеся к реализованной продукции.

Таким образом, на счете 90 накопительно в течение отчетного периода выявляется как выручка (по кредиту субсчета «Выручка»), так и себестоимость продаж (по дебету субсчета «Себестоимость продаж»), а также суммы начисляемых налогов (по дебету субсчета).

Ежемесячно сумма дебетовых оборотов субсчетов 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «НДС», 90-4 «Акцизы» сопоставляется с кредитовым оборотом субсчета 90-1 «Выручка», так определяется финансовый результат от продаж за отчетный месяц.

Данный финансовый результат ежемесячно заключительными оборотами отражается по субсчету 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» (таким образом, синтетический счет 90 сальдо на отчетную дату не имеет).

По окончании отчетного месяца все субсчета, открытые к счету 90 (кроме 90-9), закрываются внутренними записями на субсчете 90-9.

Надо отметить, что к коммерческим расходам относятся затраты, обусловленные реализацией продукции: на тару и упаковку, доставку, погрузку, затраты на хранение, рекламу и другие расходы.

Данные расходы собираются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Списываются они на счет 90 «Продажи» по всем видам реализованной продукции.

Многие предприятия используют для целей налогообложения методику учета реализации по моменту оплаты. При этом до поступления средств себестоимость отгруженной продукции числится по счету 45 «Товары отгруженные», откуда списывается на реализацию после поступления средств от покупателей. Тогда поступившая выручка фиксируется по дебету, например, счета 51 «Расчетный счет» в корреспонденции со счетом 90 субсчет «Выручка». В дебет же счета 90 наряду с себестоимостью отгруженной продукции относятся начисленные суммы НДС. После этого, ежемесячно сопоставляя выручку от реализации продукции (обороты по кредиту субсчета 90-1) с затратами на производство и реализацию проданной продукции с учетом НДС (обороты по дебету субсчетов 90-2, 90-3), выявляется результат от реализации за отчетный месяц. Этот результат относится с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

[3,5,6,7,9]

Вопросы для самоконтроля

  1. Раскройте содержание процесса реализации
  2. Как определяется финансовый результат от реализации продукции?
  3. Какие счета относятся к финансово-результатным?

Раздел 5. Документация и инвентаризация

Тема 5.1. Бухгалтерские документы

Студент должен

знать:

- значение бухгалтерских документов;

уметь:

- составлять бухгалтерские документы.

Сущность и значение документов. Классификация документов. Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению бухгалтерских документов. Документооборот и его правила.

Методические рекомендации

Изучая данную тему, студент должен уяснить сущность, значение и классификацию документов.

Отличительной чертой бухгалтерского учета является оформление хозяйственных операций первичными документами.

Под первичным документом понимают письменное доказательство, что хозяйственная операция совершена.

Любой документ должен содержать ряд показателей. Показатель документа в бухгалтерском учёте принято называть реквизитом.

Каждый документ содержит обязательные реквизиты:

- название документа;

- номер;

- подпись;

- дату составления;

- штамп (печать);

- измерители операций.

Для отражения хозяйственных операций используется большое количество разнообразных документов, их принято группировать по ряду признаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: