Музыкальная стилистика

Министерство культуры Российской Федерации

Московский государственный университет культуры и искусств

Институт музыки

Кафедра народно-певческого искусства

Специальность 051100 «Дирижирование»

О ПОДГОТОВКЕ ДИПЛОМНОГО РЕФЕРАТА ПО ПРЕДМЕТУ

«Музыкальное исполнительство и педагогика»

(итоговая аттестационная работа на основе специальных предметов:

«Методика собирания и расшифровка записей народных песен» и

«Специальная педагогическая подготовка»).

Методические указания для студентов дневной и заочной формы обучения

Составитель – доцент кафедры

русского народно-певческого

искусства -

Новикова Т.С.

Москва 2008


СОДЕРЖАНИЕ

I. Структура работы _________________________________________4

11.Составление сборника расшифрованных песен_______________4

1. Основные правила оформления нотного материала ___________5

2. Оформление поэтического текста расшифрованной песни _____7

III. Содержание вступительной статьи и определение темы работы _ 8

IV. Требования:

1. Оформление дипломного реферата________________________12

2. Условия для подготовки к проведению государственного

экзамена______________________________________________13

V.Приложения (образцы)

1. Обложка_______________________________________________14

1а). Титульный лист________________________________________15

2. Оглавление____________________________________________ 16

3. Паспортные данные (таблица) ____________________________17

4. Таблица метронома______________________________________18

5. Аналитические таблицы:

а) поэтическое содержание и средства выразительности

поэтического языка в песнях сборника____________________19

б) музыкально-стилистические особенности________________19

в) музыкально-исполнительские особенности_______________20

6. Литературные источники ___________________________ _____21

Т ЕЗИСНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕМ ИЗ КУРСА «РУССКОЕ НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

I. Поэтическое содержание песенных текстов

1.Четыре принципа композиции в песенных текстах____________22

2.Особые формы изложения содержания поэтического текста

в народных песнях______________________________________26

3.Символкика народной поэзии___________________________28

4.Выразительные средства поэтического языка в текстах народных песен______________________________________________________30

Музыкальная стилистика

1.Мелодика в русских народных песнях______________________33

2.Типы русского народного многоголосия ___________________ 35

3.Ритмическое соотношение стиха и напева в народных песнях (принципы тактировки)__________________________________38

4.Структурное соотношение стиха и напева в народных песнях_____________________________________________________47

5. Ладовая организация в напевах народных песен ____________51

а) нотные примеры к теме «Ладовая организация»_________ 54

Дипломный реферат, представляемый на экзамен, является результатом комплексной специальной педагогической подготовки студентов: методики и практики собирательской работы – музыкально-этнографических экспедиций (проводятся после 2 и 3 курсов), расшифровки собранного в экспедициях песенного материала и составления сборника, а также написания вступительной статьи историко-этнографического и музыкально-стилистического содержания.

I. Структура работы

Обложка и титульный лист (приложения № 1, 1а) стр. 12 - 13).

Оглавление (наименование основных разделов работы с указанием страниц. Приложение № 2, стр. 14).

Вступительная статья (разделы, составляющие ее, выносятся в оглавление, как план работы).

Сборник песен (нотный и текстовый материал расшифрованных песен).

Паспортные данные к песенному сборнику(приложение № 3, стр. 15).

Литературные источники (указывается литература, которой автор воспользовался для подготовки вступительной статьи с обязательными исходными данными. Приложение № 6 стр. 18).

II. Составление сборника расшифрованных песен *

Составить сборник – это расшифровать, оформить и систематизировать нотный материал, а также зафиксировать необходимые паспортные данные в единую таблицу (смотри приложение № 3): год и место записи, фамилия, имя, отчество и год рождения исполнителей, а также жанр песни и количество голосов в партитуре.

В случае, если песни записаны от большого коллектива (более 4-х исполнителей), список поющих может быть дан отдельно, например, в содержании вступительной статьи или в приложении после паспортных данных, а в общей таблице помечаются только запевалы.

Систематизировать нотный материал – значит, сгруппировать песни либо по жанровым признакам, либо по географическому принципу, либо по исполнительским традициям. Это, прежде всего, отразится в названии: например «Кадрили и кадрильные песни Ярославской области», «Свадебный обряд села Плехово Курской области», «Песенные традиции юга Волгоградской области».

______________________________________________________________________________ *)Для студентов дневного отделения в сборнике должно быть не менее 15 песен, а для студентов заочного отделения - не менее 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: