Министерство культуры Российской Федерации
Московский государственный университет культуры и искусств
Институт музыки
Кафедра народно-певческого искусства
Специальность 051100 «Дирижирование»
О ПОДГОТОВКЕ ДИПЛОМНОГО РЕФЕРАТА ПО ПРЕДМЕТУ
«Музыкальное исполнительство и педагогика»
(итоговая аттестационная работа на основе специальных предметов:
«Методика собирания и расшифровка записей народных песен» и
«Специальная педагогическая подготовка»).
Методические указания для студентов дневной и заочной формы обучения
Составитель – доцент кафедры
русского народно-певческого
искусства -
Новикова Т.С.
Москва 2008
СОДЕРЖАНИЕ
I. Структура работы _________________________________________4
11.Составление сборника расшифрованных песен_______________4
1. Основные правила оформления нотного материала ___________5
2. Оформление поэтического текста расшифрованной песни _____7
III. Содержание вступительной статьи и определение темы работы _ 8
|
|
IV. Требования:
1. Оформление дипломного реферата________________________12
2. Условия для подготовки к проведению государственного
экзамена______________________________________________13
V.Приложения (образцы)
1. Обложка_______________________________________________14
1а). Титульный лист________________________________________15
2. Оглавление____________________________________________ 16
3. Паспортные данные (таблица) ____________________________17
4. Таблица метронома______________________________________18
5. Аналитические таблицы:
а) поэтическое содержание и средства выразительности
поэтического языка в песнях сборника____________________19
б) музыкально-стилистические особенности________________19
в) музыкально-исполнительские особенности_______________20
6. Литературные источники ___________________________ _____21
Т ЕЗИСНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕМ ИЗ КУРСА «РУССКОЕ НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
I. Поэтическое содержание песенных текстов
1.Четыре принципа композиции в песенных текстах____________22
2.Особые формы изложения содержания поэтического текста
в народных песнях______________________________________26
3.Символкика народной поэзии___________________________28
4.Выразительные средства поэтического языка в текстах народных песен______________________________________________________30
Музыкальная стилистика
1.Мелодика в русских народных песнях______________________33
2.Типы русского народного многоголосия ___________________ 35
3.Ритмическое соотношение стиха и напева в народных песнях (принципы тактировки)__________________________________38
4.Структурное соотношение стиха и напева в народных песнях_____________________________________________________47
5. Ладовая организация в напевах народных песен ____________51
а) нотные примеры к теме «Ладовая организация»_________ 54
|
|
Дипломный реферат, представляемый на экзамен, является результатом комплексной специальной педагогической подготовки студентов: методики и практики собирательской работы – музыкально-этнографических экспедиций (проводятся после 2 и 3 курсов), расшифровки собранного в экспедициях песенного материала и составления сборника, а также написания вступительной статьи историко-этнографического и музыкально-стилистического содержания.
I. Структура работы
Обложка и титульный лист (приложения № 1, 1а) стр. 12 - 13).
Оглавление (наименование основных разделов работы с указанием страниц. Приложение № 2, стр. 14).
Вступительная статья (разделы, составляющие ее, выносятся в оглавление, как план работы).
Сборник песен (нотный и текстовый материал расшифрованных песен).
Паспортные данные к песенному сборнику(приложение № 3, стр. 15).
Литературные источники (указывается литература, которой автор воспользовался для подготовки вступительной статьи с обязательными исходными данными. Приложение № 6 стр. 18).
II. Составление сборника расшифрованных песен *
Составить сборник – это расшифровать, оформить и систематизировать нотный материал, а также зафиксировать необходимые паспортные данные в единую таблицу (смотри приложение № 3): год и место записи, фамилия, имя, отчество и год рождения исполнителей, а также жанр песни и количество голосов в партитуре.
В случае, если песни записаны от большого коллектива (более 4-х исполнителей), список поющих может быть дан отдельно, например, в содержании вступительной статьи или в приложении после паспортных данных, а в общей таблице помечаются только запевалы.
Систематизировать нотный материал – значит, сгруппировать песни либо по жанровым признакам, либо по географическому принципу, либо по исполнительским традициям. Это, прежде всего, отразится в названии: например «Кадрили и кадрильные песни Ярославской области», «Свадебный обряд села Плехово Курской области», «Песенные традиции юга Волгоградской области».
______________________________________________________________________________ *)Для студентов дневного отделения в сборнике должно быть не менее 15 песен, а для студентов заочного отделения - не менее 10.