Музыкальной деятельности у дошкольников с ЗПР

Задачи и методы работы по формированию разных видов

Значение разных видов музыкальной деятельности

Восприятие музыки. Это активная деятельность, в которой происходит накопление музыкальных впечатлений, их дифференцирование и формирование оценочного отношения к услышанной музыке.
Пение. Вид исполнительского искусства, оказывающий влияние на физиологические процессы организма (дыхание, кровообращение, сердечный ритм и т.д.). Оно является направлением в формировании художественной культуры и средством коррекции различных вторичных отклонений (недостатков развития слуха, голосового аппарата, вокально-слуховой координации, речи, слухового внимания, памяти, воображения). В процессе обучения пению развиваются познавательная деятельность, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки, голосовой аппарат ребенка.
Движения под музыку. В основе этого вида музыкальной деятельности лежит взаимодействие музыки и ритмического движения. Данный вид дает возможность сформировать двигательную и музыкально-ритмическую культуру. Работа осуществляется в следующих направлениях: 1. Формирование музыкально-ритмических навыков (передачи в движении характера, темпа, ритма, динамики, формы музыкального произведения). 2. Формирование навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).
Игра на детских музыкальных инструментах. Вид музыкальной деятельности, который позволяет расширить сферу музыкальной деятельности детей, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолеть застенчивость, скованность дошкольников, дает возможность принимать активное участие в музыкальных занятиях, развивает мелкую моторику пальцев рук. Формами использования детских музыкальных инструментов в работе с детьми являются: музыкально-дидактические игры, самостоятельное индивидуальное музицирование и коллективное исполнение музыкальных произведений в детском оркестре на музыкальных занятиях и занятиях по ритмике. Положительные результаты в обучении наблюдаются при использовании методики немецкого музыканта и педагога Карла Орфа.
Виды музыкальной деятельности Задачи и методы работы
1. Восприятие музыки. Задачи: 1. Формирование музыкальной слушательской культуры, обогащение детей музыкальными впечатлениями, знакомство с образцами современной, классической, народной музыки, сообщение сведений о музыке, формирование представлений о «жанре», «музыкальном образе», средствах музыкальной выразительности, формирование музыкального вкуса. 2. Формирование сенсорной основы музыкального восприятия (различение на слух свойств музыкальных звуков: громкости, высоты, тембра, длительности). 3. Развитие слушательской деятельности (способности откликаться на музыку, формирование произвольности процесса восприятия, давать анализ услышанному и т.д.). Методы: дидактические игры, показ игрушки, иллюстрации по содержанию музыкального произведения, мини-беседа и др.
2. Пение. Задачи: 1. Формирование основ певческой, вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности. 2. Развитие музыкального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, развитие слухового самоконтроля. 3. Накопление вокальных навыков – певческого дыхания, звукообразования, правильной артикуляции, формирование певческих умений – исполнение песен с помощью взрослого и самостоятельно, в сопровождении инструмента и без него, на занятиях и в досуговой деятельности. 4. Активизация творческих проявлений детей в пении. Методы: специально подобранный песенный репертуар, игровые приемы вокально-хоровой работы, дидактические упражнения (распевание, пение цепочкой по фразам, исполнение фрагментов песни на различных слогах: «да-да-да», «ду-ду-ду» и т.д.).
3. Движения под музыку. Задачи: 1. Развитие музыкального восприятия, умения передавать средства музыкальной выразительности, отражать в движениях жанры музыки. 2. Овладение семиотическими формами движений, умением пантомимически, жесто-мимически в танце, игре передавать музыкальных образ. 3. Развитие творческих проявлений детей в движениях под музыку в музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых этюдах, танцах. 4. Осуществление коррекции отклонений в развитии психических функций и эмоционально-волевой сферы средствами движений под музыку. Решение задач осуществляется через основные виды музыкально - ритмических движений: музыкальные игры, пляски, хороводы, упражнения, музыкально-двигательные этюды, танцевальная гимнастика. Методы: зрительно-двигательный, слухо - двигательный, словесно-двигательный.
4. Игра на детских музыкальных инструментах. Задачи: 1.Ознакомление с выразительными возможностями музыкальных инструментов. 2. Развитие музыкальных способностей. 3. Развитие самостоятельности, творчества детей. 4. Развитие психических процессов и функциональных возможностей пальцев рук. Методы: демонстрация игры на инструментах и приемов звукоизвлечения, словесные пояснения, подражание, показ иллюстраций, игрушек.

Художественно-речевая деятельность детей с ЗПР начинается с появления активной речи. Необходимым условием возникновения языковой способности и развития речевой деятельности, усвоения языковых элементов является речевая среда. Эмоциональное выразительное чтение взрослым стихотворений, сказок, пересказывание содержания художественного произведения формирует у ребенка речевую активность, стимулирует его повторять отдельные слова, предложения. Литературные произведения развивают основы чувства художественного языка. Повторяя стихотворения, педагог развивает память ребенка. Выразительная передача интонации закладывает основы диалогической речи, формирует слуховое внимание, дает образец звукоинтонационного многообразия речи. На развитие речевой активности ребенка оказывает влияние рассказывание литературного произведения, которое сопровождается инсценированием или драматизацией. Это создает условия для подражания, дает образец диалогического общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: