double arrow

СОЕДИНЕНИЕ В КОМПОЗИЦИИ ОДНОГО ПЕСЕННОГО ТЕКСТА НЕСКОЛЬКИХ ПРИЗНАКОВ


Например: в вышеприведенном песенном тексте наблюдается соединение 3-х принципов:

1. Ступенчатого сужения образов (в первом сюжете – от «Волги-матушки» до «млад-соловьюшка»).

2. Вычленения единичного из множественного (в третьем сюжете – из всех детей выбран третий сын).

3. Контаминации.

1.2.ОСОБЫЕ ФОРМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ

Если композиция – это план, структура поэтического текста, то форма изложения – это язык, манера повествования. Различаются ТРИ основные формы изложения содержания поэтического текста.

1. Рассказ ведется от 3-го лица, со стороны, или от автора.

Эта форма изложения – ПОВЕСТВОВАНИЕ.

Вниз по Волге-реке…

Вдоль по морю…

На заре было на зорюшке… и т.п.

2. Рассказ ведется от 1-го лица.

Эта форма изложения – МОНОЛОГ. Среди них есть песни-рассказы и песни-воспоминания.

а) Песни-рассказы:

Уж вы ночи, ночи темные, ночи осенние,

надоели вы, ночи, надоскучили,

со милым-то дружком меня разлучили.

Воля моя, воля девичья.

девкою была – волю видела.

замуж отдали за немилого,

за немилого, за постылого


в)Монолог-воспоминание:





Ой, то не вечер, то не вечер,

ой, мне малым -мало спалось,

ой, мне малым-мало спалось,

ой, да во сне привиделось.

Разновидностью монолога является ПОЛИЛОГ - рассказ от первого лица множественного числа («мы»).

Все мы песни перепели…

или:

В хороводе были мы…

3. В изложении текста песни разговор между двумя действующими лицами (или группами). Эта форма изложения – ДИАЛОГ. Возможна в плясовых, игровых, частушках, календарных.

Например, хороводная игровая «стенка на стенку»:

А мы просо сеяли, сеяли!

А мы просо пололи, пололи!

А мы просо вытопчем, вытопчем!

А чем же вы вытопчете, вытопчете?

А мы коней выпустим, выпустим.

Например, игровая:

Шел да пошел!

Ай, да куда?

В город на базар!

Ай, да зачем?

3(а). Чаще всего в одном песенном тексте встречаются СОЧЕТАНИЯ форм изложения. Например, в песне «Вниз по Волге-реке…» - повествование и диалог;

а в песнях «Не шуми ты, мать зеленая дубравушка…»

«Не будите меня, молодую, утром рано на заре…»

- монолог с диалогом.

(Примечание: здесь предполагается чтение полного текста песен.)

4. Любая форма изложения (диалог, монолог, повествование) в композиции текста может сочетаться с каким-либо принципом (ступенчатого сужения образа, вычленения единичного из множественного, образного параллелизма).

Например, в следующем тексте – сочетание монолога с диалогом, при этом в композиции - прием положительного параллелизма.

 
 


Приём Не шуми ты, мать зеленая дубравушка,

положительного Не мешай мне, добру молодцу, думу думати,

параллелизма



Как на утро мне, молодчику, у допросе быть

Пред грозным судьей, перед самим царем.

монолог Вот как станет меня царь выспрашивать:

сына «Ты скажи-тка, добрый молодец,

+ Уж и с кем ты воровал, с кем разбойничал?

диалог Да и много ли было во товарищах?»

«Ты, надежа-государь, все я правду скажу.

Нас, товарищей, было четверо:

Вот как первый-то товарищ – мой булатный нож,

А другой товарищ – сабля вострая,

Как и третий-то товарищ – ночка темная,

А четвертый товарищ – был сам я , молодец».

1.3. СИМВОЛИКА В НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ

Склад старинной народной песни – протяжной, плясовой, хороводной, обрядовой (календарной, свадебной) и других постепенно изменялся, и едва ли какая-либо песня дошла до нас в первоначальном виде. Но то, что дошло, свидетельствует об огромных художественных достоинствах поэтического языка народной песни.

По своему словарному составу народная песня вобрала в себя все разновидности и оттенки народного языка. По нему можно представить себе быт народа, его обычаи, верования, общественный быт, географические названия. Кроме того, народный язык сохранил много старинных и местных слов и выражений, которые ныне требуют пояснения. Они составляют своеобразие, и красоту народной речи: «баской» - красивый; «бранный» - узорчатый, вышитый; «душманный» - душистый, пахучий; «колотовка» - сварливая женщина и т.п.

Среди различных средств поэтической выразительности, способствующих богатству образного содержания песни, на первом месте стоит – СИМВОЛИКА. Символ – это художественный образ, взятый из природы, который иносказательно, условно заменяет собойобраз, явление, состояние. Среди символов в народной поэзии различают:



- символы женского образа;

- символы мужского образа;

- символы-знаки;

- символика состояния, настроения и действия.

а) Женская символика.

В народном языке образ женщины, выраженный иносказательно, через сравнение с природой, может показать и возрастную категорию, и семейное положение, и настроение, и характер. Так, например, в народной поэзии закрепились образы:

- символ девушки, молодки – «яблонь», «вишня», «белая березка», «ласточка»;

- образ срубленной ивы, вербы – обиженная родителями девушка.

- калина, рябина – печальная замужняя женщина.

- кукушка – символ одинокой горюющей жены, матери, сестры.

б) Мужская символика.

Она также богата, многие символы стали устойчивыми, традиционными:

- образ сокола – богатырь, борец за правду (в былинах), а также – добрый молодец, суженый, жених;

- соловей – птица радости, счастья, любви. Чаще всего в песнях он предстает поющим на заре, пение его возвещает свет, радость;

- образ ворона в народных песнях всегда ассоциируется с мрачными картинами побоища (в солдатских, казачьих, ямщицких песнях). В лирических песнях ворон всегда зловещая птица, предвестник несчастья.

- символы свадебных пар: «голубь со голубушкой», «лебедь со лебедушкой».

в) Символы-знаки:

- гора – символ трудности. Всегда сопровождается эпитетами «высокая», «крутая»;

- полынь (чернобыль-разновидность полыни) и крапива – символы тоски, горя, злобы;

- аленький цветочек сохнет-вянет – образ неудачной, неразделенной любви;

- дуб – символ крепости, силы;

- вода – символ здоровья, молодости, красоты;

- реченька глубокая - преграда к свиданию девушки с милым;

- туча грозная – препятствие, мрачное настроение;

- ночь осенняя – грусть, печаль.

Особую значимость имеют символы гаданий в «подблюдных» песнях. Во время гаданий исполнялись песни, с помощью которых назначалось

предсказание.

Несчастье предрекали: ворон, волк, блин, корыто, белое полотно (смерть) и т.д.

Села ворона на матицу,

каркала ворона во всю голову…

Идет смерть по улице,

несет блин на блюдце…

А счастье в подобных словах сулят: медведь, мышка, курочка, кольцо, перстень, венец и т.д.

Курочка ряба навоз гребла.

она выгребла золот перстень.

Этим перстнем обручитися,

с милым другом венчатися! Слава!»

г) Символика настроения, состояния или действия всегда связана с картиной или образами живой природы, иносказательно отражающими чувства и переживания человека, его поступки в тех или иных жизненных обстоятельствах. Например, «Расшумелось сине море, поднималося волной»- символизирует тревожное состояние, связанное с

предчувствием беды; слова: «Закаталось ясно солнышко всё за тёмные леса» ассоциируются с грустным настроением разлуки, потери чего-то светлого (образ солнца), радостного в жизни человека; действием «перейти через мостик» или «переплыть с одного берега реки на другой» или «выехать за ворота» (в свадебной лирике) символизируется начало нового этапа в жизни (для девушки – замужество, чужая семья, разлука с родным домом).

Следует учесть, что символика в свадебной поэзии связана с более устойчивыми образами (невеста – яблонька, вишенка, ёлушка, пташечка, берёзонька; жених – сокол, голубь) и действиями (заломать зеленую вишенку – взять замуж, покорить;). В отличие от этого, в необрядовой лирике раскрытию символов чаще всего помогает конкретное содержание поэтического текста. Там принятые устойчивыми образы-символы могут приобретать новое значение. Чаще всего в лирике присутствуют символы-знаки и символика состояния, настроения и действия. Важно знать, что народный поэтический язык ,как правило, имеет скрытый подтекст, нужно только его разглядеть.







Сейчас читают про: