Например: в вышеприведенном песенном тексте наблюдается соединение 3-х принципов:
1. Ступенчатого сужения образов (в первом сюжете – от «Волги-матушки» до «млад-соловьюшка»).
2. Вычленения единичного из множественного (в третьем сюжете – из всех детей выбран третий сын).
3. Контаминации.
1.2.ОСОБЫЕ ФОРМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В НАРОДНЫХ ПЕСНЯ Х
Если композиция – это план, структура поэтического текста, то форма изложения – это язык, манера повествования. Различаются ТРИ основные формы изложения содержания поэтического текста.
1. Рассказ ведется от 3-го лица, со стороны, или от автора.
Эта форма изложения – ПОВЕСТВОВАНИЕ.
Вниз по Волге-реке…
Вдоль по морю…
На заре было на зорюшке… и т.п.
2. Рассказ ведется от 1-го лица.
Эта форма изложения – МОНОЛОГ. Среди них есть песни-рассказы и песни-воспоминания.
а) Песни-рассказы:
Уж вы ночи, ночи темные, ночи осенние,
надоели вы, ночи, надоскучили,
со милым-то дружком меня разлучили.
Воля моя, воля девичья.
|
|
девкою была – волю видела.
замуж отдали за немилого,
за немилого, за постылого
в)Монолог-воспоминание:
Ой, то не вечер, то не вечер,
ой, мне малым -мало спалось,
ой, мне малым-мало спалось,
ой, да во сне привиделось.
Разновидностью монолога является ПОЛИЛОГ - рассказ от первого лица множественного числа («мы»).
Все мы песни перепели…
или:
В хороводе были мы…
3. В изложении текста песни разговор между двумя действующими лицами (или группами). Эта форма изложения – ДИАЛОГ. Возможна в плясовых, игровых, частушках, календарных.
Например, хороводная игровая «стенка на стенку»:
А мы просо сеяли, сеяли!
А мы просо пололи, пололи!
А мы просо вытопчем, вытопчем!
А чем же вы вытопчете, вытопчете?
А мы коней выпустим, выпустим.
Например, игровая:
Шел да пошел!
Ай, да куда?
В город на базар!
Ай, да зачем?
3(а). Чаще всего в одном песенном тексте встречаются СОЧЕТАНИЯ форм изложения. Например, в песне «Вниз по Волге-реке…» - повествование и диалог;
а в песнях «Не шуми ты, мать зеленая дубравушка…»
«Не будите меня, молодую, утром рано на заре…»
- монолог с диалогом.
(Примечание: здесь предполагается чтение полного текста песен.)
4. Любая форма изложения (диалог, монолог, повествование) в композиции текста может сочетаться с каким-либо принципом (ступенчатого сужения образа, вычленения единичного из множественного, образного параллелизма).
Например, в следующем тексте – сочетание монолога с диалогом, при этом в композиции - прием положительного параллелизма.
Приём Не шуми ты, мать зеленая дубравушка,
положительного Не мешай мне, добру молодцу, думу думати,
|
|
параллелизма
Как на утро мне, молодчику, у допросе быть
Пред грозным судьей, перед самим царем.
монолог Вот как станет меня царь выспрашивать:
сына «Ты скажи-тка, добрый молодец,
+ Уж и с кем ты воровал, с кем разбойничал?
диалог Да и много ли было во товарищах?»
«Ты, надежа-государь, все я правду скажу.
Нас, товарищей, было четверо:
Вот как первый-то товарищ – мой булатный нож,
А другой товарищ – сабля вострая,
Как и третий-то товарищ – ночка темная,
А четвертый товарищ – был сам я, молодец».
1.3. СИМВОЛИКА В НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ
Склад старинной народной песни – протяжной, плясовой, хороводной, обрядовой (календарной, свадебной) и других постепенно изменялся, и едва ли какая-либо песня дошла до нас в первоначальном виде. Но то, что дошло, свидетельствует об огромных художественных достоинствах поэтического языка народной песни.
По своему словарному составу народная песня вобрала в себя все разновидности и оттенки народного языка. По нему можно представить себе быт народа, его обычаи, верования, общественный быт, географические названия. Кроме того, народный язык сохранил много старинных и местных слов и выражений, которые ныне требуют пояснения. Они составляют своеобразие, и красоту народной речи: «баской» - красивый; «бранный» - узорчатый, вышитый; «душманный» - душистый, пахучий; «колотовка» - сварливая женщина и т.п.
Среди различных средств поэтической выразительности, способствующих богатству образного содержания песни, на первом месте стоит – СИМВОЛИКА. Символ – это художественный образ, взятый из природы, который иносказательно, условно заменяет собойобраз, явление, состояние. Среди символов в народной поэзии различают:
- символы женского образа;
- символы мужского образа;
- символы-знаки;
- символика состояния, настроения и действия.
а) Женская символика.
В народном языке образ женщины, выраженный иносказательно, через сравнение с природой, может показать и возрастную категорию, и семейное положение, и настроение, и характер. Так, например, в народной поэзии закрепились образы:
- символ девушки, молодки – «яблонь», «вишня», «белая березка», «ласточка»;
- образ срубленной ивы, вербы – обиженная родителями девушка.
- калина, рябина – печальная замужняя женщина.
- кукушка – символ одинокой горюющей жены, матери, сестры.
б) Мужская символика.
Она также богата, многие символы стали устойчивыми, традиционными:
- образ сокола – богатырь, борец за правду (в былинах), а также – добрый молодец, суженый, жених;
- соловей – птица радости, счастья, любви. Чаще всего в песнях он предстает поющим на заре, пение его возвещает свет, радость;
- образ ворона в народных песнях всегда ассоциируется с мрачными картинами побоища (в солдатских, казачьих, ямщицких песнях). В лирических песнях ворон всегда зловещая птица, предвестник несчастья.
- символы свадебных пар: «голубь со голубушкой», «лебедь со лебедушкой».
в) Символы-знаки:
- гора – символ трудности. Всегда сопровождается эпитетами «высокая», «крутая»;
- полынь (чернобыль-разновидность полыни) и крапива – символы тоски, горя, злобы;
- аленький цветочек сохнет-вянет – образ неудачной, неразделенной любви;
- дуб – символ крепости, силы;
- вода – символ здоровья, молодости, красоты;
- реченька глубокая - преграда к свиданию девушки с милым;
- туча грозная – препятствие, мрачное настроение;
- ночь осенняя – грусть, печаль.
Особую значимость имеют символы гаданий в «подблюдных» песнях. Во время гаданий исполнялись песни, с помощью которых назначалось
предсказание.
Несчастье предрекали: ворон, волк, блин, корыто, белое полотно (смерть) и т.д.
Села ворона на матицу,
каркала ворона во всю голову…
|
|
Идет смерть по улице,
несет блин на блюдце…
А счастье в подобных словах сулят: медведь, мышка, курочка, кольцо, перстень, венец и т.д.
Курочка ряба навоз гребла.
она выгребла золот перстень.
Этим перстнем обручитися,
с милым другом венчатися! Слава!»
г) Символика настроения, состояния или действия всегда связана с картиной или образами живой природы, иносказательно отражающими чувства и переживания человека, его поступки в тех или иных жизненных обстоятельствах. Например, «Расшумелось сине море, поднималося волной»- символизирует тревожное состояние, связанное с
предчувствием беды; слова: «Закаталось ясно солнышко всё за тёмные леса» ассоциируются с грустным настроением разлуки, потери чего-то светлого (образ солнца), радостного в жизни человека; действием «перейти через мостик» или «переплыть с одного берега реки на другой» или «выехать за ворота» (в свадебной лирике) символизируется начало нового этапа в жизни (для девушки – замужество, чужая семья, разлука с родным домом).
Следует учесть, что символика в свадебной поэзии связана с более устойчивыми образами (невеста – яблонька, вишенка, ёлушка, пташечка, берёзонька; жених – сокол, голубь) и действиями (заломать зеленую вишенку – взять замуж, покорить;). В отличие от этого, в необрядовой лирике раскрытию символов чаще всего помогает конкретное содержание поэтического текста. Там принятые устойчивыми образы-символы могут приобретать новое значение. Чаще всего в лирике присутствуют символы-знаки и символика состояния, настроения и действия. Важно знать, что народный поэтический язык,как правило, имеет скрытый подтекст, нужно только его разглядеть.