«РУССКОЕ НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
1. Поэтическое содержание песенных текстов
1.1.Четыре принципа композиции в песенных текстах
. (или закономерности изложения сюжетов).
.
П РИНЦИП СТУПЕНЧАТОГО СУЖЕНИЯ ОБРАЗОВ
Состоит в последовательном изложении содержания песни от более широкой картины к более узкой (от общего обзора к одному месту); из мира природы в мир конкретного персонажа; и, наконец, к выводу. Обычно в таких текстах есть признаки законченности изложения сюжетной линии, к которым относится наличие зачина, развития и итога. В приведенном примере есть ЗАЧИН - в виде обращения, пояснения:
Уж вы горы мои, горы Воробьевские,
ничего вы, горы, не спородили…
РАЗВИТИЕ - приближение к конкретному персонажу. (В нашем примере от «бел-горюч камня» к «млад-сизому орлу»)
Спородили горы один бел-горюч камень,
из-под камушка течет речка быстрая,
на той ли на речке стоял част-ракитов куст,
на кусту сидел млад-сизой орел,
во когтях держал черного ворона.
Орел у ворона спрашивает: где был и что видел?
-Был в чистом поле, видел тело белое.
Над ним – три ласточки:
первая – родна матушка,
вторая – родна сестрица,
третья – молода жена.
ИТОГ: Матушка плачет – что река бежит,
родна сестрица – что ручей течет,
молода жена – что роса падет,
солнце выйдет – росу высушит.
Законченность, завершенность сюжета может сочетаться и с другими принципами композиции песенных текстов.