Анализ себестоимости продукции и его основные задачи

Важнейшим экономическим показателем предприятия является себестоимость продукции. Себестоимость – это выраженные в денежной форме затраты по производству и реализации продукции. Анализ себестоимости позволяет рационально использовать ресурсы предприятия в изменяющейся рыночной среде и следовательно повышать эффективность производства. Результаты анализа дают возможность объективно оценивать уровень прибыли и рентабельности на предприятии. Поэтому основные задачи анализа следующие:

- оценка обоснованности плана по уровню затрат на основе анализа их изменения;

- установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

- определение факторов, влияющих на уровень затрат, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;

- выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Исходя из существующей классификации затрат объектами анализа являются свод затрат по экономическим элементам и свод затрат по статьям калькуляции, прямые и косвенные, постоянные и переменные, явные и неявные затраты.

Свод затрат по экономическим элементам показывает, что израсходовано предприятием, а по статьям калькуляции – где конкретно, при производстве определенной продукции осуществлены эти затраты. Прямые затраты относятся на себестоимость продукции непосредственно, а косвенные – распределяются между отдельными видами продукции пропорционально выбранному признаку (например, пропорционально заработной плате производственных рабочих). Затраты, изменяющиеся с изменением объема производства относятся к переменным. Постоянные затраты как правило не зависят от объема производства. К числу явных расходов относятся все прямые платежи предприятия. Неявные (имплицитные) затраты – это альтернативные затраты по использованию ресурсов, принадлежащих предприятию (например, скважина с минеральной водой на территории завода по розливу воды).

Анализ себестоимости проводится по следующим основным направлениям:

- оценка выполнения плана по себестоимости продукции;

- анализ общей суммы и структуры затрат и ее динамики;

- оценка затрат на рубль товарной продукции и ее динамики;

- анализ прямых материальных и трудовых затрат;

- анализ расходов по обслуживанию и управлению производством;

- анализ потерь от производственного брака;

- анализ себестоимости важнейших видов продукции;

- факторный анализ себестоимости по статьям затрат;

- выявление резервов снижения себестоимости продукции.

Результаты ретроспективного анализа дают информацию о динамике затрат и факторах их изменений. Перспективный анализ направлен на оценку возможного изменения затрат вследствие изменения коньюктуры рынка продукции и ресурсов.

Основными источниками информации для анализа себестоимости продукции являются: формы№ 2 и №5 годового отчета, данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета, действующие нормы и нормативы по применяемым ресурсам, калькуляции отдельных видов изделий и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: