double arrow

Глава 4. Как успешно спланировать работу вожатому


Как успешно спланировать работу вожатому

(полезные советы)

Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы, вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь, с учетом рекоменда­ций его руководства, так как планирование — основа будущей эффективной работы.

План — документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и все­го детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная работа.

Советы вожатому, планирующему свою работу:

1. ознакомьтесь с программой данного лагеря;

2. определите цели и задачи предстоящей работы на смену (с будущим напарником);

  1. изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на ожидания детей данного возраста; используйте данные из детских анкет (увлечения, конкретные ожидания, желаемые поручения, умения и др.);
  2. изучите возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность общелагерных, отрядных дел), в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;
  3. отберите средства, формы, методы организаторской и воспитательной работы, которыми владеете;
  4. составьте модель смены с учетом возможностей оздоровительного лагеря;
  5. создайте творческую атмосферу в отряде;
  6. учитывайте интересы детей;
  7. план работы на каждый день, составляется накануне, с учетом разной погоды корректируется каждое утро, с учетом интересов детей.

Исходными данными для планированиямогут служить:




· государственные, региональные и местные документы о жизне­деятельности лагеря;

· календарь летних праздников;

· текущие и ожидаемые события в стране и в мире, вашем городе, селе, лагере;

· личные воспоминания вожатого о своем пионерском детстве, его ожидания;

· программа лагеря, план-сетка смены.

Лучший план работы — план, одобренный, подсказанный детьми. Помните, для ребят это планирование собственной жизни. Можно просто поговорить с ними о том, что бы они хотели делать, можно провести конкурс на лучшее оригинальное предложение. Вожатому нужно пойти навстречу ребятам в их выборе форм отдыха, «начинать на их территории», постепенно организуя педагоги­чески целесообразную деятельность. А можно идти по пути, предложенному

А.С. Макаренко: он рекомендовал делать то, что педагогам самим интересно, и этим увлекать детей.

В плане должны быть интересные и развивающие занятия для детей, но при этом важно не перегружать план.

Следует помнить, что не так важна форма плана и количество дел в нем, важно другое: знать детей, любить их, быть терпимыми. Это значит, что вожатый должен все время наблюдать за ними, изучать их специально и в ежедневном общении.



Требования к плану работы вожатого:

· цель плана — достижение определённого педагогического результата, отражение социального заказа на формирование творческой личности;

· систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности;

· посильность и реальность планов для вожатых и ребят (по видам деятельности, по срокам);

· учет интересов, потребностей детей;

· разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;

· согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря;

Форма, структура и содержание плана.

Вожатому рекомендуется иметь следующие виды планов: перспективный (план-сетка), план на каждый день (утро-день-вечер). План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре; план на каждый день пишется в лагере накануне вечером с учетом интересов детей, модели лагеря, заданий отряду, погоды. Вожатый корректирует отрядный план.

В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства; и только потом — планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности.

Как составить план на смену: отрядная игра -

«Фантазеры, скептики, реалисты»

Цель игры:



совместная работа вожатых и детей по составлению отрядного плана мероприятий на смену (старший и средний возраст).

Задачи:

- сплочение отряда, снятие напряжения в коллективе в первые дни смены;

- выявление интересов детей;

- выявление лидеров и аутсайдеров отряда;

- отбор мероприятий, заинтересовавших детей и распределение их по дням смены;

- выбор ответственных за каждое мероприятие из числа детей отряда;

- подбор команды в помощь ответственным за порученное дело;

Подготовка к игре:

Подготовить помещение для проведения игры: необходимо организовать 4круга (стол и посадочные места по количеству человек в команде)

Заранее подготовить 4 листа бумаги для записей, 4 шариковые ручки – это для команд, маркер и лист ватмана, прикрепленный к стене или подставке для записи выбранных мероприятий и фамилий ответственных за их проведение ребят – для ведущего (вожатого);

На каждый стол ставиться табличка с номером для удобства ведения игры. Время проведения игры 1час.

Ход игры:

- разделить весь отряд на 4 команды (приблизительно равные по количеству человек), постараться перемешать весь отряд таким образом, чтобы друзья оказались в разных командах и смогли ближе познакомиться с другими ребятами;

- каждая команда выбирает себе место за любым столом;

- каждая команда получает лист бумаги и ручку;

- выбирает «Секретаря» (который в течение игры может меняться), он будет записывать за командой все предложенные мероприятия; -выбирает «Оратора» (который в течение игры может меняться), он озвучивает окончательную работу всей команды.

Задание № 1: «Представьте что вы - великие фантазеры», и должны нафантазировать много различных мероприятий, в которых хотели бы принять участие. Например: «Полет на Марс», «Плавание по дну моря в батискафе», и т.п. На это задание вам дается 5-7минут. Работает вся команда- секретарь ведет запись и сам фантазирует.

Через 5-7минут – вожатый останавливает этот захватывающий процесс и просит (по очереди, по номерам столов) «оратора» зачитать все, что придумала команда.

Задание № 2. После оглашения списков команды по кругу (1-2, 2-3, 3-4, 4-1) меняются своими записями, вожатый дает следующее задание: «Представьте что вы - настоящие скептики» и в этой роли вам необходимо решить, какие из мероприятий, написанных вашими товарищами за соседним столом - совершенная чепуха с вашей точки зрения и почему (вычеркиваем), все мероприятия которые вам понравились, остаются. На это задание вам дается 5-7минут.Через 5-7минут – вожатый останавливает процесс и просит по очереди «ораторов» зачитать те мероприятия, которые остались после обсуждения, и те которые вычеркнула команда, и по какой причине.

Задание № 3. После оглашения – команды снова по кругу меняются своими записями, вожатый дает следующее задание:

«Представьте себе что вы - реалисты», вы получили списки с оставшимися мероприятиями, ваша задача - проверить и реально оценить возможности проведения этих мероприятий, вычеркиваем только те мероприятия, которые действительно не реально выполнить в условиях жизни в лагере и почему. На это задание вам дается 5 минут.Через 5 минут – вожатый останавливает процесс и просит по очереди «ораторов» зачитать те мероприятия, которые остались после обсуждения и те, которые вычеркнула команда.

Задание № 4. После очередного оглашения команды снова по кругу меняются своими записями, вожатый дает следующее задание: «Ваша задача состоит в том, чтобы описать мероприятия, так как вы их представляете». На это задание вам дается 15минут. Через 15 минут отпущенного времен работа команд останавливается. По очереди «ораторы» зачитывают получившиеся описания мероприятий, совместно все команды ведут обсуждение предложенного мероприятия, а вожатый записывает на листе ватмана, крупным буквами, перечень одобренных отрядом мероприятий.

Задание № 5. Поблагодарив ребят за такую великую помощь, вожатый предлагает выбрать ответственных лиц за каждое мероприятие. На листе ватмана напротив каждого отрядного дела появляется фамилия ответственного. Есть командир дела, нужны помощники, ребята из отряда. А вожатый не остается в стороне, его задача заключается в том, чтобы все названные мероприятия:

-прошли в отряде на достойном уровне;

-не были позабыты;

-чтобы помогать ребятам в подготовке и проведении отрядных дел и не забывать об общелагерных мероприятиях;

-быть всегда рядом и на шаг впереди!







Сейчас читают про: