Не порывает связей с сестрами

Мусульманская женщина, хорошо усвоившая положения ислама об оценке действий людей с религиозной и гражданской точек зрения, никогда не упускает из виду, что ее вероучение всегда побуждает к братству, взаимной любви и дружескому от­ношению. Именно ее вероучение запрещает порывать отноше­ния. Ислам всегда подчеркивает, что случайные незначительные происшествия не должны разобщать и разъединять объединен­ных общей любовью к Аллаху. Узы братства по вере в Аллаха намного крепче и теснее того, чтобы быть разорванными после незначительного проступка, например, одной из сестер, как об этом убедительно сказано посланником, да благословит его Все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Не бывает тако­го братства по вере в Аллаха, которое разбивается после перво­го же проступка, вызванного одним из двоих».

В момент обычной человеческой слабости в душе женщины может подняться буря, и она может причинить зло сестре. Между ними может произойти вспышка гнева и по этой причине случиться разрыв отношений. Но при этом мусульманская женщина не должна упускать из виду, что ислам учитывает природу человеческой души. Душа эта может легко возбудиться, подвергнуться вспышке симпатии или антипатии. Поэтому ислам установил определенные пределы, например, определенный срок, в течение которого душа человека вполне сможет успоко­иться, придти в себя, погасить возбуждение. Для этого достаточ­но трех дней. Ислам запретил участницам конфликта выяснять отношения свыше трех суток. За этот период они должны «ос­тыть» и помириться, придти к согласию. Вот что сказал послан­ник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благо­дать, в связи с этим: «Мусульманину не разрешается порывать узы дружбы со своим братом на срок свыше трех дней. Они встречаются, высказываются. И лучший из них тот, кто первый предложил мир».

Совершенно очевидно, что в этих высказываниях, разъяс­няющих данный Аллахом закон и регулирующих жизнь человека, семьи и общества. Слово «мусульманин» относится в равной степени и к мужчине, и к женщине.

Поэтому мы видим, что мусульманка, взгляды которой сформировал ислам и которая воспитана в духе его мудрости, не пойдет на разрыв с кем-либо из сестер, каковыми бы ни были причины. Она не будет откладывать возможность проявить дру­желюбие и помириться. Она хорошо знает - лучшим будет тот, кто проявит инициативу примирения. Если сестра ответит на ее приветствие тем же, то они обе получат награду, каковой будет само примирение. Если же сестра не ответит взаимностью, то ее совесть будет чиста и на ней не будет греха за разрыв отноше­ний. Та, которая отказалась примириться, и только она, возьмет на себя этот грех. На это четко указал ислам в хадисе, который передал Абу Хурайра: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благо­дать, говорил: «Мусульманину не разрешается прекращать об­щение с верующим свыше трех дней. Когда пройдут три дня, пусть он встретится с ним и поприветствует его. Если тот отве­тит взаимностью, то им обоим будет награда. Если же тот не сделает этого, то на этом не будет вины за разрыв уз дружбы».

Здесь нет необходимости пояснять, что в контексте хади­са, в котором говорится о разрыве дружеских отношений, слово «мусульманин» означает как мужчину, так и женщину. Чем дольше длится разрыв, тем более тяжким становится грех, тем больше возрастает угроза воздаяния двум участницам конфлик­та, не желающим восстановить отношения. Пророк, да благо­словит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Тот, кто не поддерживал общения со своим братом в течение года, подобен тому, кто пролил его кровь».

Какое большое это преступление - разрыв отношений пе­ред лицом закона данного Аллахом! Какой тяжкий грех берет на свою душу тот, кто так делает! Настолько тяжкий, что приравни­вается к проливанию крови. И понятно почему. Образ действий, на котором ислам формирует души, основывается на взаимной привязанности, братстве и согласии. А посему ислам хочет, что­бы мусульмане и мусульманки изжили из своей повседневной жизни такие явления как зависть, враждебность. Ислам не хочет, чтобы чистота их жизни была замутнена чем-нибудь: «Береги­тесь подозрения. Подозрение - самый ложный обман. Не разуз­навайте, не занимайтесь сыском, не соперничайте друг с другом, не завидуйте, не враждуйте, будьте рабами Аллаха, братьями». Или другое высказывание: «Не завидуйте друг другу, не подби­вайте других на скверное действие, не враждуйте, не ненавидь­те! Будьте рабами Аллаха, братьями по вере в Него. Мусульма­нин - брат мусульманину - не допускает в отношение его неспра­ведливости, не оставляет его в беде, не презирает его. В этом проявляется благочестие. Считается злом, если мусульманин презирает своего брата мусульманина. Запрещено действовать мусульманину против мусульманина - против его крови, имуще­ства, достоинства и чести».

Ислам воспитал мусульманскую женщину так, что она глубоко вдумывается в эти наставления благородного пророка, содержащие в себе нравственные требования ислама - любовь, взаимная искренность, дружеские и братские отношения. И по­этому у нее в груди нет места злобе и ненависти. Она не может проявлять их и не может допустить разрыва отношений. На по­добном разрыве может настаивать только женщина, у которой болезнь в сердце, черствость в душе. Благочестивая мусульман­ская женщина весьма и весьма далека от этих низких проявле­ний души.

Поэтому поступило строгое предупреждение о недопусти­мости жестокости сердца и разума, как у мужчин, так и у жен­щин. Упорство в разрыве отношений создает угрозу в потусто­ронней жизни, отделяет их от милости Господа, от отпущения грехов, закрывает перед ними двери в рай, как об этом сказано посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «Двери рая открываются в понедельник и чет­верг. Прегрешения прощаются каждому, кто не придает Аллаху сотоварищей, но только если между ним и его братом по вере не было отношений злобы и ненависти. В таких случаях говорят: «Дайте этим двоим отсрочку, пока не помирятся»».

Славный сподвижник Абу Дардаа говорил: «Разве я не го­ворил вам, что лучше, очистительной милостыни и соблюдения поста? Примирение после неприязненных отношений. Злоба же исключает награду».

Поистине, славный сподвижник глубоко прав, высказывая свое верное авторитетное мнение о духе этой религии, основы­вающееся на дружеских отношениях братстве и взаимном уважении. Это мнение очень даже заслуживает того, чтобы о нем задумывались женщины, когда они конфликтуют и ссорят­ся. Этот славный сподвижник пользовался большим доверием у благородного посланника, который ценил его умение правильно мыслить и видеть суть. Так вот он считает, что злоба и нена­висть мешают делу, срывают работу, лишают возможности по­лучить награду от Всевышнего, сводят на нет совершенные до­брые дела. Вот почему он считает, что для мусульманки прими­рение с сестрой, как по крови, так и по вере, расценивается вы­ше, чем очистительная милостыня и соблюдение поста. Поче­му? Да потому, что ее упрямство в стремлении конфликтовать, не общаться, сводит на нет добрые дела, совершенные ею в рам­ках отправления культа.

Мусульманская женщина, впитавшая в себя установления ислама, снисходительна и всепрощающа по отношению к своим сестрам и подругам. В ее груди нет места ненависти и враждеб­ности. Если ее касается раздражительность кого-либо из сестер или подруг, то она сдерживает свою реакцию и прощает ее. И делает это просто и непринужденно.

При этом она не считает, что, прощая таким образом, дей­ствует себе во вред, опускается до унижения своей личности. Отнюдь нет. Она убеждена в том, что такое прощение, исходя­щее из глубины души, есть проявление великодушия и нравится Аллаху в Его рабах, которое способствует приближению к Нему, к получению Его милости:

«... которые укрощают гнев и прощают людям. Аллах лю­бит творящих благо». (3; 134)

Бывает так, что в душе человека кипит гнев. Ему удается подавить его, но он не доводит дело до логического конца, т.е. до прощения. А это приводит к состоянию скрытой злобы. Более опасного, чем вспышка гнева. Когда после подавления в душе чувства гнева последует прощение, своеобразное отпущение грехов, то это гасит горящие угли гнева и очищает душу. Такое действие относится к благодетели, ценимой Аллахом Всевышним. Он ценит тех своих рабов, которые поднимаются до такого уровня: «Аллах любит творящих благо».

Ислам воспитал мусульманскую женщину именно в духе создания блага. Она не сохраняет раздражение и гнев, которые вспыхивают и разгораются в ее груди, ибо пылающий гнев - тяжелое бремя для души. Она спешит простить, тем самым устремляется к свету, снисходительности и чувствует, как приятная прохлада спокойствия обволакивает сердце и ощущает удовольствие и радость.

Достичь столь большой и трудной высоты мусульманской женщине помогает осознание того, что ее прощение причинив­шей ей неприятность сестре не станет для нее унижением, а прибавит ей перед Аллахом достоинства. На это указывал по­сланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать : «За оказанное прощение Аллах возвыша­ет его достоинством. Скромность перед Аллахом ведет к тому, что Аллах возвышает этого человека».

Мусульманская женщина, вдохнувшая приятное, мудрое дуновение ее вероучения, не может хранить у себя в сердце скрытой злости по отношению к кому-либо. Она отдает себе от­чет в том, какое большое значение имеют прощение и чистота души после удаления из них всего дурного, на весах Аллаха для прощения с Его стороны и для получения Его благоволения, как это показал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Троим из тех, кто этого хо­тел, было прощение: кто не придавал Аллаху сотоварищей; не был чародеем, следующим за колдунами; не испытывал ненави­сти к своему брату».

Если соединим это высокое достоинство со значением и важностью добродетели, то увидим, что обладательница всего этого повсюду удостаивается высокой чести. У Аллаха она на счету как добродетельница. Люди ее любят, оказывают ей честь и уважение, считают образцовой правоверной.

Истинная мусульманка встречает своих сестер по вере всегда с радостным и приветливым лицом. Ислам всегда побуж­дает к этому и считает такое состояние как украшение в этой жизни, приятное для других людей, и в то же время как прояв­ление добродетели, за которое человек получает награду. Чаще всего такое лицо свидетельствует о чистоте души, которая нали­чествует и во внешнем виде, и в внутреннем содержании веру­ющего. Ислам всегда стремился к тому, чтобы она украшала му­сульман и мусульманок, была их характерной чертой. Поэтому и было наставление благородного посланника: «Милостыня - ког­да ты приветливо улыбаешься брату своему».

Посланник, да будет над ним благословение, был привет­ливым, улыбался своим сподвижникам всякий раз, когда видел их. Об этом рассказал славный сподвижник Джурайр Абдалла аль-Баджали: «С того момента, как я принял ислам, я видел по­сланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, всегда улыбающимся».

Ислам устанавливает, чтобы узы братской любви между верующими всегда были прочными, и поэтому прививал им лю­бовь к тому, чтобы они распространяли мир, были приветливы. Очень важно, чтобы душа всегда была открыта и чиста, готова к сотрудничеству.

Среди нравственных качеств праведной мусульманской женщины - искренность перед Аллахом, Его посланником, има­мами и простыми мусульманами, как об этом сказано в досто­верном хадисе: «Религия - это искренняя любовью» Спросили; «К кому?» Он сказал: «К Аллаху, к Его Книге, к Его посланни­ку, к имамам и простым мусульманам».

Благодаря наличию такой черты мусульманская женщина по отношению к своим сестрам - благорасположенная, искренне любящая. Она не обманывает и не вводит их в заблуждение, не скрывает от них доброе. Проявляя к сестрам и подругам искрен­ность, благожелательность и сердечность, она делает это не из вежливости и любезности или для соблюдения общепринятых правил, а исходя из своего глубокого убеждения в том, что бла­гожелательность - одно из важнейших предписаний ислама, вы­полнению которого присягали первые мусульмане посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Об этом говорил Джурайр ибн Абдалла, да бу­дет доволен им Аллах: «Мы дали клятву посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благо­дать, о том, что будем совершать молитву, давать очистительную милостыню и относиться с искренней любовью к каждому му­сульманину».

Как уже отмечалось выше, именно в период раннего исла­ма посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, определил понятие «религия» через понятия «искренняя любовь», «благорасположенность». Этим самым подчеркивалось, что искренняя любовь - столп религии, проч­ная, надежная основа в ее фундаменте, одно из условий пра­вильности и полноты веры, как это видно из высказывания бла­городного посланника: «Истинно верующим считается тот, кто любит своего брата, как самого себя.». Совершенно очевидно, что человек может любить брата своего, как самого себя только в том случае, если он абсолютно искренен, чистосердечен.

Достичь этого непросто. Оно под силу лишь тем, кто воспитан исламом - искоренил ржавчину затаенной вражды из гру­ди, очистил свое сердце и душу от злости и ненависти и посеял в них семена любви к другим.

Праведная мусульманка прочно усвоила ту истину, что любить свою сестру в такой же степени, как и себя, - одно из ус­ловий полноты веры в Аллаха, что исповедуемое ею вероучение исходит из необходимости благорасположения и искренней любви к другому правоверному и достижения этого высокого культурного уровня, хотя это и очень трудно. Она понимает, что эти высокие духовные ценности должны стать нормой в ее по­вседневной жизни и в ее общении с сестрами и подругами. Она для них - образец, с которого берут пример, которая их настав­ляет на правильный путь, желая им только добро, как выразил­ся Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах: «Верующий для своего брата подобен зеркалу. Посмотрев в него и увидев свои недостатки, устраняет их».

Сказано очень многозначительно. Сама идея заимствована из наставления благородного посланника: «Верующий - зеркало для своего брата. Верующий - брат другому верующему. Он удерживает его от неудачи и подстраховывает его сзади».

Совершенно естественно, что отношения праведной му­сульманской женщины со своими сестрами и подругами долж­ны быть именно на таком высоком уровне. Та, которая живет в чистой атмосфере, насыщенной благоуханием любви, ароматом согласия, щедростью и великодушием братства, не может опус­каться до столь низкого уровня как неприязнь и пр. Иначе и быть не может. Ведь мускус издает только благоухание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: