Добрый характер

На мусульманскую женщину, как и на мусульманина, в этой жизни возложена важная миссия. Поэтому она должна быть активной и в общественном отношении, вносить свой вклад по мере того, как позволяют это делать условия жизни и семейные обстоятельства. По мере возможности она встречает­ся и общается с другими женщинами, взаимодействует с ними в соответствии с высокими принципами ислама, чем она отлича­ется от других женщин.

Где бы ни находилась культурная мусульманская женщи­на, она везде является маяком излучения и наведения на правильный путь. Такой она предстает и в словах, и в делах.

Мусульманская женщина как личность максимально обо­гатила свой разум и свое мышление наставлениями, содержа­щимися в Священном Коране, впитала в себя содержание очи­щающей каждого верующего сунны благородного пророка. По­этому она является культурной, развитой личностью обществен­ного уровня, личностью первой величины, полностью подготов­ленной к тому, чтобы играть активную роль в женских общест­вах, действуя на разум и чувства, разъяснять своё вероучение. Ведь это вероучение возвысило положение женщины, привило ей высокие нравственные качества. Соблюдение этих норм, из­менение своего характера в соответствии с ними стало религи­озной обязанностью, за что женщину ожидает награда, а за пре­небрежение ими придется держать отчет. Эти нормы и предпи­сания сделали женщину личностью искренней и правдивой пе­ред ее Господом. А это, в свою очередь, сделало ее эталоном, об­разцом для других женщин, культурной, всесторонне развитой, воспитанной, благочестивой, добродетельной, целомудренной.

Мусульманская женщина, хорошо усвоившая значимость действий людей с религиозной и гражданской точек зрения, по­явившись в любом женском обществе, являет собой воплощение и успешное претворение в жизнь ценностей ислама. Сущность ее личности на общественном уровне полностью составляется именно этими исламскими ценностями. И они ярко проявляются в ее общественном поведении и во взаимоотношениях с людьми во вне религиозной сфере. Из этого большого и обиль­ного источника мусульманская женщина черпает нормы и пра­вила поведения в различных ситуациях, манеры держаться, при­вычки. Из этого чистого родника она впитывает в себя все то, что необходимо для очищения души и формирования себя как мусульманской общественной личности.

Благочестивая мусульманская женщина всегда в хорошем расположении духа, ибо она - обладательница хорошего харак­тера. Она благородно ведет себя в обществе, разговаривает веж­ливо, учтиво, не по казенному решает деловые вопросы. Образцом для нее является благородный посланник, о котором его слуга Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Он был самым лучшим по своему характеру».

Анас, да будет доволен им Аллах, видел в нем такие чер­ты характера, какие не видел, да и не мог представить, что они есть у других людей. Давайте послушаем его: «Я служил у по­сланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, десять лет. И он мне ни разу не сказал: «Ступай!» или «Тьфу!» Он ни разу не сказал: «Почему ты так сделал?» Если я чего-то не сделал, он спрашивал только: «Разве не сделал?»

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, был велик своим благонравием, как охарактеризовал его Всевышний:

«И, поистине, ты великого нрава». (68;4)

Он постоянно на­поминал своим сподвижникам, о том, какое большое влияние оказывает благонравие на становления личности мусульманина, на достижение милости от Аллаха, на авторитет среди людей. Поэтому он говорил: «Самые любимые мною и ближе всего си­дящие ко мне в день воскресения - благонравные. Самые нена­вистные для меня и дальше всех находящиеся от меня в день воскресения - болтуны и старающиеся говорить напыщенно и разглагольствовать». Его спросили: «Мы понимаем, что значит «болтуны» и «старающиеся говорить напыщенно», но что значит «разглагольствующие?» Он ответил: «Напыщенные гордецы».

Сподвижники, да будет над ними благоволение Аллаха, и -мужчины, и женщины - слушали это высокое наставление бла­городного пророка о благонравии и воочию видели практичес­кое воплощение высоких моральных качеств в личности его са­мого, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою бла­годать. И эти качества прочно запечатлевались в них самих, ста­новились их характерной чертой, натурой. Вот откуда выросло новое, невиданное до этого поколение высоконравственных людей в самом достойном обществе в лучший из веков.

Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Пророк был милосердным. Начиналась молитва. Пришел бедуин, дотро­нулся до его одежды и сказал: «У меня осталось незначительное дело. Боюсь, что потом забуду про него». Пророк встал, выслу­шал закончил его дело. Затем помолился».

Мы видим, что благородный посланник не считал зазор­ным выслушать бедуина, хотя сам было уже приступил к молитве. Он не раздражался от этого бедуина, который дотро­нулся до его одежды и настаивал решить вопрос до молитвы, по­тому что он, да будет над ним благоволение Аллаха, строил вы­соконравственное общество и показывал мусульманам словом и делом, как должен мусульманин обращаться с другим человеком - со своим братом по вере. Он на практике утверждал и закреп­лял нравственные принципы, которые должны верховенствовать в мусульманском обществе.

У не мусульман человек достигал благонравия в результа­те создания очень хороших условий для роста, развития и вос­питания человека, получения им хорошего образования. У му­сульман главную роль здесь играет вероучение, которое настав­ляет на правильный образ мысли и действий. Его воздействие настолько сильное, что благонравие у мусульман становится врожденным качеством, само собой разумеющейся чертой ха­рактера. Оно придает верующему высокое достоинство в этой жизни и создает хорошие предпосылки для достижения наилуч­шей доли в будущей, потусторонней жизни, после того как в день Страшного суда на весах будет определено соотношение между совершенными грехами и добрыми делами. Вот как ска­зал об этом посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «В день воскресения на ве­сах верующего самым весомым будет благонравие. Поистине, Всевышний Аллах ненавидит безнравственного, порочного и бесстыдного».

Более того, ислам рассматривает благонравие как показа­тель полноты, высшей степени совершенства веры в Аллаха, считает наиболее благонравными тех, кто достиг того совершен­ства, о котором сказал посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «Достигшие высшей степе­ни веры - те, кто наиболее благонравны».

Ислам считает, что наиболее благонравные - самые прият­ные для Аллаха его рабы. Это явствует из хадиса, переданного Асамой ибн Шурайком: «Мы сидели у пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Он разговари­вал с нами, и в это время пришли люди и обратились к нему: «Кто из рабов Всевышнего Аллаха самые любимые Им?» Он ответил: «Самые благонравные»».

Нет ничего удивительного в том, что самые лучшие по своим нравственным качествам - самые любимые Аллахом. Данный Всевышним закон ислама считает благонравие величай­шей ценностью. Как мы видели выше, в день воскресения на ве­сах оно будет самым весомым. Оно приравнивается по значимо­сти двум важнейшим столпам, обязанностям культа - соверше­нию молитвы и соблюдению поста, как указал на это посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Самое веское на весах - благонравие. Оно придает его обладателю такое же достоинство, что пост и молитва».

Вот почему благородный посланник всегда подчеркивал своим уважаемым сподвижникам всю важность благонравия, побуждал их постоянно самосовершенствоваться в этом отно­шении, всячески, словом и делом, прививал в них любовь к это­му, подчеркивая, какое огромное воздействие это оказывает на воспитание характера, очищение души. Об этом свидетельству­ет, например, сказанное им Абу Зарру: «О Абу Зарр! Разве я не указывал тебе на два качества, которые самые легкие для спины и самые значимые на весах. Это - благонравие и молчание. Кля­нусь Тем, в руках которого моя душа, эти два качества красят людей». Или другое высказывание: «Благонравие - прибавление к хорошему, а зловредность - несчастье. Любовь к ближним и благодеяние удлиняют жизнь. Очистительная милостыня вос­препятствует смертельному воздействию зла».

Среди молитв с просьбой о помощи у него была такая: «О Аллах! Это прекрасно, что Ты сотворил меня. Сделай меня благонравным!» I

Да, благородный посланник обращался с такой молитвой. А ведь именно о нем Всевышний Аллах сказал: «И поистине ты великого нрава». (68;4)

Такая молитва о помощи со всей убедительностью показывает, какое большое значение он придавал благонравию, как он горячо желал, чтобы мусульмане постоянно совершенствовали свои нравственные качества, какого бы высокого уровня они в этом уже не достигли, как это делал их великий пророк, о чем свидетельствует упомянутая выше мо­литва о помощи.

Слово «благонравие» - очень емкое понятие. Спектр его значений охватывает различные проявления характера и нравст­венных качеств, которые украшают человека. К таковым отно­сятся скромность, сдержанность, мягкость, доброта, доброжела­тельность, сердечность, умение прощать, великодушие, правди­вость, искренность, прямота, надежность, верность, предан­ность, чистота души и другие высокие нравственные качества.

Исследователь, глубоко изучающий соответствующие по­ложения ислама, касающиеся общественного аспекта жизни ве­рующего, обнаруживает, что имеется очень и очень много источ­ников, посвященных этому вопросу. И во всех из них - побужде­ние к выработке упомянутых высоких нравственных качеств, которые должны проявляться на общественном уровне. Это лишний раз свидетельствует о том, что ислам ставит перед со­бой высокую цель - формировать личность мусульманина тща­тельно и всесторонне, в том числе и в плане его общественного поведения. При выполнении этой благородной миссии ислам не ограничивается изложением общих положений, а подробно и обстоятельно останавливается на всех нюансах и оттенках тех аспектов, тех нравственных требований, которым должна отве­чать всесторонне, гармонично развитая в общественном отно­шении личность. Такая глубина проникновения, такой всесто­ронний охват проблемы общественного воспитания свойственны только методологической системе ислама, предусматриваю­щей определенные содержания, формы и методы работы.

Исследователь, приступающий к выяснению личностных качеств мусульманской женщины, обязательно должен внима­тельно изучить все эти источники и глубоко разобраться в их со­держании, уяснить все законоустановления, наставления и пред­писания. Только в этом случае он сможет выявить возвышенную личность, которой выделяющуюся среди других людей. Специфичными в этом отношении для натуры мусульманской женщины является ряд качеств, на которых мы сейчас и остано­вимся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: