Мотивация изучения темы. Знание типов высшей нервной деятельности позволяет понимать и прогнозировать особенности поведенческих реакций в различных ситуациях. Соотношение сигнальных систем определяет специфику восприятия и тип мышления индивида.
Цели занятия
Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК-3, ПК-18, ПК-28 по ФГОС специальности «медико-профилактическое дело».
Конкретные цели и задачи:
В результате изучения темы студенты должны:
Знать: свойства нервных процессов, определяющие тип высшей нервной деятельности; роль генотипа и фенотипа в формировании особенностей ВНД.
Уметь: объяснять основные закономерности формирования типа ВНД и его особенности в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения.
Владеть: методами оценки типов ВНД и сигнальных систем; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.
|
|
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки
1. Учение И.П. Павлова о типах ВНД животных и человека, их классификация.
2. Свойства нервных процессов и методы их оценки.
3. Понятие о генотипе и фенотипе. Роль воспитания в формировании типологических свойств ВНД.
4. Типы ВНД у детей. Классификации Н.И. Красногорского и Д.Г. Иванова-Смоленского.
5. Экспериментальные неврозы, их виды и причины возникновения.
6. Учение И.П. Павлова о сигнальных системах действительности.
I и II сигнальные системы.
7. Речь как система сигналов. П сигнальная система, её развитие
в онтогенезе человека.
8. Три уровня внутренней речи.
9. Мозговые центры речи. Перенос центров речи. Праворукость и леворукость.
10. Синтагматические и парадигматические аспекты речи.
11. Художественный, мыслительный и смешанный типы ВНД.
12. Мышление. Этапы его развития. Образное и абстрактное мышление.
Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)
1. Дать классификацию и характеристику типов ВНД.
2. Сопоставить типы ВНД по И.П. Павлову с темпераментами, описанными Гиппократом.
3. Нарисовать схему этапов развития речи в онтогенезе у человека.
4. Перечислить мозговые центры речи и указать их локализацию и функции.
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию
1. Как можно оценить силу процесса возбуждения?
2. Какие методические подходы позволяют оценить силу тормозного процесса?
3. Как определить подвижность и уравновешенность нервных процессов?
|
|
4. Изменяется ли тип ВНД в онтогенезе? Что такое генотип и фенотип?
5. Приведите примеры ситуаций, которые могут привести к неврозу лиц слабого типа ВНД.
6. Какие ситуации являются наиболее сложными для безудержных типов ВНД?
7. Чем отличаются классификации типов ВНД И.П. Павлова, Н.И. Красногорского и А. Г. Иванова-Смоленского?
8. Чем отличаются I и П сигнальные системы?
9. Что такое внутренняя речь и сколько у неё уровней?
10. Где локализуются мозговые центры речи и каковы их функции?
11. Что такое перенос центров речи?
12. Где находятся речевые центры у правшей и левшей?
13. Что означают синтагматические и парадигматические аспекты речи?
14. Как называются типы ВНД по критерию преобладания I и П сигнальных систем?
Этапы проведения практического занятия:
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
I. Вводная часть занятия | 5-10 % | ||
91. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 2 мин |
92. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 3 мин |
II. Основная часть занятия | 80-100 % | ||
93. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 30 мин |
94. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 5 мин |
95. | Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 3 мин |
96. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 22 мин |
97. | Оценка результатов СРС | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 5 мин |
98. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 15 мин |
III. Заключительная часть занятия | 5-10 % | ||
99. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. | 3 мин |
100. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 2 мин |