Тема 54: типы высшей нервной деятельности. Сигнальные системы

Мотивация изучения темы. Знание типов высшей нервной деятельности позволяет понимать и прогнозировать особенности поведенческих реакций в различных ситуациях. Соотношение сигнальных систем определяет специфику восприятия и тип мышления индивида.

Цели занятия

Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК-3, ПК-18, ПК-28 по ФГОС специальности «медико-профилактическое дело».

Конкретные цели и задачи:

В результате изучения темы студенты должны:

Знать: свойства нервных процессов, определяющие тип высшей нервной деятельности; роль генотипа и фенотипа в формировании особенностей ВНД.

Уметь: объяснять основные закономерности формирования типа ВНД и его особенности в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения.

Владеть: методами оценки типов ВНД и сигнальных систем; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки

1. Учение И.П. Павлова о типах ВНД животных и человека, их классификация.

2. Свойства нервных процессов и методы их оценки.

3. Понятие о генотипе и фенотипе. Роль воспитания в формировании типологических свойств ВНД.

4. Типы ВНД у детей. Классификации Н.И. Красногорского и Д.Г. Иванова-Смоленского.

5. Экспериментальные неврозы, их виды и причины возникновения.

6. Учение И.П. Павлова о сигнальных системах действительности.

I и II сигнальные системы.

7. Речь как система сигналов. П сигнальная система, её развитие

в онтогенезе человека.

8. Три уровня внутренней речи.

9. Мозговые центры речи. Перенос центров речи. Праворукость и леворукость.

10. Синтагматические и парадигматические аспекты речи.

11. Художественный, мыслительный и смешанный типы ВНД.

12. Мышление. Этапы его развития. Образное и абстрактное мышление.

Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)

1. Дать классификацию и характеристику типов ВНД.

2. Сопоставить типы ВНД по И.П. Павлову с темпераментами, описанными Гиппократом.

3. Нарисовать схему этапов развития речи в онтогенезе у человека.

4. Перечислить мозговые центры речи и указать их локализацию и функции.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Как можно оценить силу процесса возбуждения?

2. Какие методические подходы позволяют оценить силу тормозного процесса?

3. Как определить подвижность и уравновешенность нервных процессов?

4. Изменяется ли тип ВНД в онтогенезе? Что такое генотип и фенотип?

5. Приведите примеры ситуаций, которые могут привести к неврозу лиц слабого типа ВНД.

6. Какие ситуации являются наиболее сложными для безудержных типов ВНД?

7. Чем отличаются классификации типов ВНД И.П. Павлова, Н.И. Красногорского и А. Г. Иванова-Смоленского?

8. Чем отличаются I и П сигнальные системы?

9. Что такое внутренняя речь и сколько у неё уровней?

10. Где локализуются мозговые центры речи и каковы их функции?

11. Что такое перенос центров речи?

12. Где находятся речевые центры у правшей и левшей?

13. Что означают синтагматические и парадигматические аспекты речи?

14. Как называются типы ВНД по критерию преобладания I и П сигнальных систем?

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
       
I. Вводная часть занятия 5-10 %
91. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин
92. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин
II. Основная часть занятия 80-100 %
       
93. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
94. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин
95. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
96. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 22 мин
97. Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин
98. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
99. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 3 мин
100. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 2 мин

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: