При разборе темы занятия используются интерактивные методы обучения: дискуссия при ответах на контрольные вопросы с коррекцией исходного уровня знаний самими студентами с итоговым обобщением преподавателя. Самостоятельная работа студентов направлена на определение работоспособности, функциональных резервов организма и динамики состояния в ходе работы, а также решение ситуационных задач.
Задание 1. Оценка работоспособности по психомоторным показателям (тейпинг-тест)
Программа действия: На стандартном листе бумаги нарисовать шесть равных квадратов (6,5´6,5 см), расположить их по 3 в ряд. По команде испытуемый должен начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5 сек) необходимо поставить в нем как можно больше точек. Переходить на другой квадрат по команде инструктора, не прерывая работы и только по часовой стрелке.
Ориентировочные основы действия: В течение всего времени необходимо работать в максимальном темпе.
|
|
Оформление протокола:
1. Подсчитайте количество точек в каждом квадрате и внесите результаты в протокол.
2. Постройте график работоспособности, для чего отложите на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.
3. Анализ ответов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает бόльшую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Использованная для данного опыта методика основана на определении динамики максимального темпа движений руки. Полученные результаты обработки экспериментальных данных - варианты динамики максимального темпа - можно условно разделить на 5 типов.
— выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30-й секунде он может снизиться ниже исходного уровня, т. е. наблюдающегося в первые 5 сек работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
— ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Характеризует нервную систему средней силы;
— нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
— промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. Тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая нервная система;
— вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся также к группе лиц со средне-слабой нервной системой.
По результатам теста сделайте заключение о силе нервных процессов.