Структура педагогики

- Общая педагогика (теоретическая и прикладная) – общие основы, дидактика, теория воспитания, школоведение.

- Возрастная педагогика – дошкольная, школьная, андрогогика.

- Коррекционная педагогика – сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедагогика, логопедия.

- Отраслевая педагогика – военная, спортивная, высшей школы, производственная.

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания. Особенности воспитательной практики в различные периоды развития общества. Классические педагогические идеи в области воспитания.

Категория воспитания - одна из основных в педагогике. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Поэтому обратимся в первую очередь к терминологическому рассмотрению. Исходное значение слова "воспитание" обусловлено корневой частью слова: "воспитание" - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном значении слова процесс воспитания свойственен и животным - "питают" своим молоком млекопитающие.

Сегодня термин "воспитание" далеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее нельзя не признавать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор. "Питание", в его прямом значении, обеспечивает рост и функционирование организма. "Питание", в его фигуральном смысле, означает социализацию маленького ребенка, вхождение его в культуру и "усвоение" того, что выработано культурой. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют следующие аспекты анализа этого понятия:

1) воспитание (в широком социальном смысле), включая в него воздействие на личность общества в целом (т. е. отождествляя воспитание с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека;

2) воспитание (в узком смысле) - как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений;

3) воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

Под сущностью воспитания будем понимать социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Суть воспитательной деятельности, ее стержень, составляют воспитательные отношения.

Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, устанавливаемых в воспитательной деятельности, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

Выбор цели воспитания определяет тип воспитательных отношений, объективных – складывающихся непосредственно при организации самой деятельности и субъективных, возникающих на личностном уровне в процессе деятельностного взаимодействия и общения.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократичное и общинное воспитание. По цели, способам достижения цели и результату воспитания выделяют традиционное, гуманистическое, коммунистическое и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: