Вступление.
Как построить свой ответ на экзамене, чтобы он прозвучал веско, убедительно, чтобы у приемной комиссии не осталось ни малейшего сомнения в Вашем отличном знании предмета?
Существует три-четыре этапа при сдаче экзамена. 1. Настройка. 2. Подготовка к ответу. 3. Самостоятельный ответ. 4. Ответы на вопросы экзаменаторов (если ответ не правильный и не полный).
1. Настройка. Нет людей, которые не волновались бы перед любой проверкой их знаний, умений, навыков, их компетентности. А тем более перед таким важным событием в Вашей жизни – как государственный экзамен по педагогике. Волнуются все. Но одни могут справиться с этим волнением и настроиться на рабочий лад, а другие продолжают волноваться и переживать. Экзамен – это испытание в первую очередь Вас самих, оно нужно для Вас, чтобы Вы смогли доказать себе, что в вашем «доме» управляете Вы, а не обстоятельства, которые отвлекают Вас от должной подготовки.
Вспомните те испытания, которые Вы уже преодолевали в своей жизни и постарайтесь войти в то состояние, когда они уже закончились и Вы спокойно и уравновешенно оцениваете свои действия, глядите на себя со стороны и радуетесь тому, что Вы справились с ними. Ведь кто как не Вы – можете по-достоинству оценить затраченные усилия.
|
|
Итак, если вы настроились, то можно тянуть билет и начинать подготовку.
2. Подготовка к ответу. Ответы на все экзаменационные вопросы необходимо выстраивать по определенной системе, соблюдая принципы последовательности, непротиворечивости, целостности.
Правильно выстроенный ответ начинается с определения «что это такое...».
Затем следует конкретизация отдельных положений, раскрытие содержания каждого из них.
Вот какую структуру ответа предалагает Иван Павлович Подласый.
Что такое....
Формулировка определений, базисных категорий и понятий.
Объяснение, расшифровка (при необходимости).
Альтернативные определения (если имеются).
Комментарий (научное и живое практическое истолкование).
Генезис...
Откуда возникло, когда и как появилось впервые, как определялось.
Что известно о первоисточниках.
Как происходило дальнейшее развитие.
Современное состояние (краткий комментарий).
Сущность...
Система и её структура.
Общие принципы строения.
Анализ компонентов системы, связей между ними.
Закономерности развития и функционирования.
Технология...
Основные технологические схемы реализации в отечественной и зарубежной школе.
Преимущества и недостатки.
Передовой отечественный и мировой опыт.
Существующие и нерешенные вопросы (проблемы).