Ребенок как субъект своего развития в образовательном процессе. Идея личностно-ориентированного подхода к обучению и развитию в трудах классиков и современных ученых

Смысл образования, согласно гуманистической парадигмы, заключается в использовании потенциалов образовательной системы как средств актуализации личностного саморазвития людей. Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Современная гуманистическая педагогика обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.

Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной педагогике (Я.А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение (учителя) передает опыт.

Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:

- активностью (стремление выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний; расширить сферу деятельности);

- характером (представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обуславливающий типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования);

- развивающимся самосознанием (основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиска смысла жизни);

- направленность (устойчивая система мотивов: потребности, интересы, идеалы, убеждения и т.д.);

- способностями, свойствами и качествами (обеспечивают успешность в выполнении определенной деятельности);

- наличием «Я-образа» (система представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний).

Основные закономерности развития человека:

- внутренне детерминированный процесс (оно определяется не случайным набором внешних обстоятельств, сочетанием влияний внешних факторов, а внутренними противоречиями, психофизиологическими особенностями);

- детерминировано социальной ситуацией развития, представляющей собой “особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий”, особое отношение растущего человека к социальной действительности.

- обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;

- детерминировано типом ведущей деятельности, под которой понимается такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии.

- развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует. Специфика деятельности, обусловленная ее содержанием, определяется в отечественной психологии через “отношение к миру вещей” (предметная деятельность, направленная на установление взаимоотношений с людьми, обществом).

- воздействия различных факторов детерминируется половозрастными и индивидуальными особенностями человека.

- обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной), воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека, которые действуют не порознь, а вместе (Б.Г. Ананьев).

Виды деятельности входят в группу деятельностей либо в системе отношений «ребенок – общественный предмет», либо «ребенок – общественный взрослый».

Обучающийся, представляя определенный возрастной период развития, как субъект учебной деятельности на каждой ступени образовательной системы характеризуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, особенностями учебной деятельности.

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Образование, чтобы стать гуманистическим, должно быть сориентировано на пробуждение внутренней духовно-нравственной активности учащихся – их рефлексии, целеполагания. Гуманно-личностный подход – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных педагогических технологий.

Акцент целей личностно-ориентированных педагогических технологий:

- переход от педагогики требований к педагогике отношений, т.к. личность проявляется в раннем детстве, ребенок в школе – полноценная человеческая личность;

- совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности;

- развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;

- максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка.

- помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Демократизация учебных отношений утверждает:

- уравнивание ученика и учителя в правах;

- право ребенка на свободный выбор;

- право на ошибку;

- право на собственную точку зрения;

- соблюдение Конвенции о правах ребенка;

- стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения характеризует:

- требовательность без принуждения, основанная на доверии;

- увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

- замена принуждения желанием, которое порождает успех;

- ставка на самостоятельную и самодеятельность детей;

- формирование у ребенка положительной Я-концепции;

- применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода включает:

- превращение школы Знания в школу Воспитания;

- возрождение русских национальных и культурных традиций;

- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

- отказ от ориентировки на среднего ученика;

- поиск лучших качеств личности;

- применение психолого-педагогической диагностики личности;

- учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

- прогнозирование развития личности;

- конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

• обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления (компетентностный подход);

• идет объединение, интеграция школьных дисциплин;

• вариативность и дифференциация обучения;

• используется положительная стимуляция ученья

Позиция учителя:

- инициирование субъектного опыта учения;

- развитие индивидуальности каждого ребенка;

- признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.

Позиция ученика:

- свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса:

- самопознание, самоопределение, самореализация.

В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социо-культурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель-ученик». В концепции сотрудничества - представление об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Оба субъекта одного процесса «учитель-ученик» должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

Сотрудничество в отношениях «ученик-ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Идеи личностно-ориентированного подхода к обучению проявляются на протяжении всей истории педагогики:

- Сократ, учение об анамнезисе, «метод сократической беседы» - вопросно-ответная система обучения в Диалоге (обучение мыслить логически);

- «Платоновская академия» - восторг и познание как единое целое;

- Аристотель: воспитание как средство укрепления государства, семейное и общественное воспитание как целостный процесс образования – воспитание как единство физического (предшествует интеллектуальному), нравственного и умственного;

- Квинтилиан (1 век до н.э.) – образование детей нужно начинать в семье, как можно раньше и в игровой форме, согласуясь с законами детского развития;

- Плутарх (1 век до н.э.) – движущие силы развития – природа (зависят способности ребенка), обучение (развитие), упражнения (практическое применение); ранние этапы онтогенеза – наиболее сензитивный, благоприятный период для воспитания;

- мыслители эпохи Возрождения – Т. Мор (подготовка к трудовой деятельности, непрерывность образования в течение всей жизни), Т. Компанелла (Город Солнца), Ф. Рабле, Витторино де Фильтре («Дом радости» - обучение в игре, подгрупповые формы самостоятельной деятельности учеников, соединение теоретических и практических занятий);

- 17-18 вв. – Братские школы, Дж. Локк («Мысли о воспитании»), «Белл-Ланкастерская система обучения» (помощь более старших учеников, совместная работа в подгруппах), Ж-Ж. Руссо («Эмиль, или о воспитании»); Бендж. Франклин – общеобразовательные школы 3-х направлений – классическое, филологическая направленность, математическая (выбор учеников);

- 19-20 вв. – И. Песталоцци, о.Жирар (взаимное обучение), Ф. Дистервег, И. Гербарт, Р. Оуэн, Р. Штейнер («Вальдорфская школа»), М. Монтессори;

- Россия после 1917 г. - Н. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, А.С. Макаренко, И.В. Ионин, В.А. Сухомлинский.

На сегодняшний день идеи личностно-ориентированного подхода находят свое отражение в трудах современных ученых и в практике педагогов-новаторов.

В 1960-1990 гг. идея субъект-субъектных отношений в обучении разрабатывались Ю.К. Бабанским, И.Я. Лернером, П.И. Пидкасистым, В.И. Загвязинским, В.В. Краевским, М.Н. Скаткиным, В.К. Дьяченко и др.

Совершенствование методов и форм личностно-ориентированного обучения раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: Ш.А. Амонашвили, опорных сигналах В.Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С.Н. Лысенковой, в идее укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского, развитии личности по Л.В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И.П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. Ильина, Б.М. Йеменского, в сотрудничестве в обучении коллективного способа обучения В.К. Дьяченко, В.В. Архиповой, М.А. Мкртчяна и мн. др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: