Системный подход к анализу урока предполагает рассмотрение пяти составляющих компонентов: два структурных (учитель и учащиеся), три системообразающих фактора (цель-результат, содержание и способы деятельности), а также дополнительные компоненты. В основы системного анализа урока - «фотография» проведенного учителем урока, выполненная в процессе наблюдения за деятельностью преподаватели и учащихся. В программу психолого-педагогического анализа могут войти:
6. Тема урока, его место в системе уроков.
7. Основная дидактическая цель урока, тип урока, соответствие типа урока поставленной дидактической цели
8. Образовательная, воспитательная, развивающая задачи урока. Правильность их постановки в соответствии с содержанием учебного материала.
9. Структура урока, ее рациональность.
10. Организационный ход урока (готовность учащихся, учителя, организация учащихся. наглядность и пр.)
11. Принципы отбора материала на урок (доступность, научность, системность, отражение взаимосвязи теории и практики и др.)
|
|
12. Методы и приемы работы учителя на уроке.
13. Деятельность учащихся на уроке.
14. Деятельность учителя на уроке.
15. Психологическая атмосфера на уроке.
16. Оценка.
Проблемы оценки эффективности процесса и результатов обучения. Функция контроля в деятельности педагога и учащихся. Неуспеваемость учащихся как психолого-педагогическая проблема. Причины школьной неуспеваемости. Средства преодоления неуспеваемости.
Проверка знаний, умений, навыков является составной частью процесса обучения и осуществляется в виде постоянного и непрерывного контроля за ходом их формирования, функционирования и совершенствования.
В чем конкретное значение проверки и оценки знаний?
17. Проверка результатов обучения – это важнейший вид контроля и учета знаний учащихся.
18. Проверка – это важное средство закрепления и углубления знаний.
19. Проверка – важнейшее средство развития мышления, речи, памяти и др.
Академик Павлов писал” “Когда образуется связь, т.е. то, что называется ассоциацией, это и есть, несомненно, знание дела, знание определенных отношений внешнего мира, а когда вы в следующий раз пользуетесь ими, то это называется «пониманием», т.е. пользование знаниями, приобретенными связями и есть понимание.”
Это значит, что лишь отвечая, т.е. пользуясь своими знаниями для ответа, или проверяя свои знания учащийся по-настоящему проникает в материал, как бы овладевает им.
Проверка выполняет следующие функции: диагностическую, обучающую, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, корректирующую. Видами проверки могут быть: предварительная, текущая, контрольная, итоговая, инспекторская.
|
|
Проверяя знания, навыки и умения обучаемых, преподаватель все время оценивает их. Оценка - это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями программ обучения и руководящих документов образования. При этом оценка может быть выражена в следующих формах:
- форме эмоционального отношения;
- в форме оценочного суждения (словесного поощрения или порицания);
- в форме отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), которая фиксируется в документах.
Педагогические критерии по индивидуальной оценке знаний:
«Отлично» - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практических работ — если задание выполнено правильно и в установленное время.
«Хорошо» - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практических работ — если задание выполнено правильно.
«Удовлетворительно» - ставится при условии, когда обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практических работ — если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы (например, нарушение последовательности и др.)
«Неудовлетворительно» - ставится при условии, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практических работ — если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.