Цель занятия: Изучить основные методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и вегетативной нервной системы и типы реакций организма на физическую нагрузку.
Мотивация темы занятия: На любое воздействие организм отвечает цепью биологических реакций, которые могут быть как физиологическими, так и патологическими. Знание врачом изменений происходящих в организме под воздействием физических нагрузок, необходимо для правильной оценки функционального состояния лиц, занимающихся физкультурой и спортом.
Основные вопросы по теме занятия:
1.Классификация функциональных проб.
2.Функциональные пробы для исследования состояния сердечно-сосудистой системы (проба Мартине-Кушелевского, проба Руффье).
3. Функциональные пробы, применяемые для оценки состояния сердечно-сосудистой системы спортсмена (проба Летунова).
4. Пробы для оценки функционального состояния дыхательной системы.
5. Правила проведения и оценка пробы Серкина и Розенталя.
6. Функциональные пробы для оценки состояния вегетативной нервной системы.
7. Медицинские группы, их характеристика и правила определения.
Практические навыки:
1. провести и оценить пробу Мартине-Кушелевского;
2. провести пробу Руффье;
3. провести и оценить пробы Штанге и Генчи;
4. Провести и оценить пробы Серкина и Розенталя;
5. рассчитать плантограмму по Чижину;
6. провести глазо-сердечную пробу и оценить результаты.
7. провести ортостатическую пробу и оценить результаты.
Задание на следующее занятие:
1. Тесты с физической нагрузкой.
2. Спортивная фармакология.
Литература (основная):
1.Епифанов В.А. Спортивная медицина. М., - ГЭОТАР-Медиа, 2006.
Литература (дополнительная):
1.Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности.- М.: Советский спорт, 2006.
2.Макарова Г.А. Спортивная медицина. М., Советский спорт, 2006.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ
ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ