Выбор метода (методики) проведения исследования

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые являются необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Успешность выполнения курсовой / выпускной квалификационной работы в наибольшей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной цели.

В методологическую основу научной деятельности кладутся критерии объективности, соответствия истине, исторической правде, а также и моральные критерии.

Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Большинство специальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер, поскольку они изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных специальных науках. Они никогда не бывают произвольными, так как определяются характером исследуемого объекта.

К числу наиболее часто применяемых в лингвистике методов относятся:

Количественные методы в языкознании – использование подсчетов при изучении языка и речи. В той мере, в какой количественные методы опираются на математическую статистику, они могут быть названы статистическими методами. Непосредственно в системе языка количественные методы применяются крайне редко и ограничиваются главным образом лексикой (количественное изучение этимологического состава словаря, процессов словообразования, распространенности разных типов полисемии). При изучении речи количественные методы позволяют количественно описывать поведение различных языковых единиц (фонем, букв, морфем, слов) в тексте: частоту употребления единиц, их распространение в текстах жанра, сочетаемость с другими единицами и т. п.

Метод компонентного (семного) анализа – метод исследования содержательной стороны значимых единиц языка, имеющий целью разложение значения на минимальные семантические составляющие (семы). Этот метод основан на гипотезе о том, что значение каждой единицы языка состоит из семантических компонентов (сем).

Семы обычно выделяются на основании анализа словарных дефиниций. Например: 1. Собака – домашнее животное из семейства хищных млекопитающих. Семы: одушевленность, животное, домашнее, млекопитающее, хищник.

2. Дом – жилое здание. Семы: неодушевленность, постройка, жилье.

В 70-80-х гг. ХХ в. метод компонентного анализа стал применяться также в грамматике, особенно в морфологии (Е. В. Гулыга, Е. И. Шендельс). В современном языкознании проводится также компонентный анализ простых и сложных предложений.

Метод контестологического анализа предполагает анализ реализации значения языковой единицы при ее функционировании в речи (тексте). При этом различают микроконтекст – минимальное окружение единицы, в котором она включалась в общий смысл фрагмента, реализует свое значение плюс дополнительное кодирование в виде ассоциаций, коннотаций и т. д., и макроконтекст – окружение исследуемой единицы, позволяющее установить ее функцию в тексте как целом.

Метод наблюдения и описания языковых фактов – анализ текстов (письменных и устных) с определенной целью (например, выявление особенности стиля какого-либо автора) и описание полученных результатов.

Метод полевого структурирования – выявление системы единиц, объединенных общностью содержания и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений. Возможное построение семантических полей, характеризуемых связью слов или отдельных значений, системным характером этих связей, взаимозависимостью или взаимодополняемостью лексических единиц (например, поле -«перемещение в пространстве», поле – «отношение родства» и т. д.); грамматических полей (поле залога, поле времени и т. д.) и другие. При структурировании поля выявляется его ядро – единицы, наиболее специфичные для передачи определенного значения или выполнения определенной функции и периферия – единицы, для которых определенное значение или функция являются основными.

Метод словообразовательного анализа – установление способа образования слова.

Сравнительно-сопоставительный метод – метод сравнения языковых единиц и фактов для выявления общих и различных черт.

В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.

Метод транспозиции – перенос слов и словосочетаний из одной синтаксической позиции в другую. Он позволяет описать отношения между формой слова (или словосочетанием) и его синтаксической функцией. Формальное преобразование в этом случае включает не только грамматические изменения, но и механизмы словообразования. Особую роль играет переключение предложений в именные позиции (номинализация предложений), например, «Студенты сдали экзамены» → «Сдача экзаменов студентами»→ «Студенческие экзамены кончились».

Трансформационный метод – метод представления синтаксической структуры предложения, основанный на выведения сложных синтаксических структур из более простых с помощью небольшого набора правил преобразования (трансформацией). Любой сложный синтаксический тип получается из одного или нескольких элементарных (ядерных) предложений применением к ним упорядоченного набора обязательных и факультативных трансформаций. Так, например, из ядерного предложения Two arms crossed можно получить трансформации: Two arms didn’t cross. Did two arms cross? Two arms can cross и т. д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: