Принципы и методы управления государственным фондом недр

Состояние минерально-сырьевой базы ТЭК свидетельствует о недостаточной эффективности действующей системы управления государственным фондом недр, а также о необходимости внесения изменений в сформировавшиеся механизмы воспроизводства сырьевой базы углеводородов, которые не учитывают правовых и экономических ситуаций, сложившихся в России за годы реформ.

Несовершенство системы государственного управления и контроля в области использования и воспроизводства стратегических видов сырья приводит к ускорению отработки лучших по качеству запасов, низким темпам ввода новых месторождений, нарушениям проектов разработки по осваиваемым месторождениям, недостаточным темпам подготовки запасов и другим негативным тенденциям, ставящим под угрозу энергетическую безопасность страны.

Основной целью государственной энергетической политики в области управления государственным фондом недр является обеспечение России разведанными запасами углеводородного сырья, угля и урана, рациональная выработка этих полезных ископаемых на стадии опытно-промышленного и промышленного освоения и создание условий для их стабильной добычи.

Рассмотрим основные принципы и методы, предусмотренные в этом направлении:

· совершенствование законодательства, регулирующего отношения недропользования, разработка новых законодательных актов; (разработка и введение законодательной нормы, разрешающей выдачу на конкурсной основе сквозных лицензий на поиск и разработку запасов в целях повышения заинтересованности наращивания эффективной минерально-сырьевой базы, а также стимулирование привлечения зарубежных инвестиций для изучения ресурсов углеводородов страны; принятие законодательных актов по концессионной разведке и разработке месторождений углеводородов);

· разработка и законодательное установление комплекса мер по ужесточению требований и условий выдачи лицензий (включая регламентацию сроков начала и осуществления разработки месторождений, механизм подтверждения финансовой состоятельности лицензиата, санкции за нарушение условий лицензирования и др.);

· координация взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней, четкое и эффективное разграничение их функций в вопросах государственного регулирования отношений недропользования;

· обеспечение действенного контроля за эффективной разработкой запасов и обеспечением рационального их освоения в течение длительного периода времени;

· совершенствование и координация управления развитием минерально-сырьевой базы ТЭК на основе средне- и долгосрочных программ изучения недр и прогнозирования уровней потребления горючих полезных ископаемых;

· совершенствование налогового законодательства в направлении развития рентных отношений, учитывающих дифференциацию в зависимости от горно-геологических и географо-экономических особенностей месторождений;

· создание федерального фонда резервных месторождений углеводородного сырья для гарантированного обеспечения потребностей страны стратегическими видами полезных ископаемых, наличие которых влияет на национальную безопасность страны, обеспечивает выполнение ее обязательств по международным договорам;

· обеспечение наиболее полного извлечения углеводородного сырья, использования новых техники и технологий, повышающих конечную нефтеотдачу пластов;

· разработка и осуществление среднесрочного перспективного плана проведения аукционов по продаже лицензий на поиск и разработку запасов;

· перераспределение основных объемов работ по геологическому изучению, поискам и разведке месторождений полезных ископаемых в добывающих регионах с развитой инфраструктурой от государства к недропользователю при одновременном принятии мер по стимулированию инвестиций в воспроизводство сырьевой базы страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: