Опорный конспект как творческий вид работы первоначально был введён в учебную деятельность школьников Шаталовым В. Ф. известным педагогом-новатором и получил название "опорный сигнал". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент. При составлении опорного конспекта необходимо записи делить, для этого используются: 1. Подзаголовки. 2. Абзацные отступы. 3. Пробельные строки. Такой текст удобно читать.
Составляя опорный конспект используйте оформительские средства, а именно:
1. Делайте в тексте конспекта горизонтальные подчёркивания, а на полях тетради - вертикальные подчёркивания.
2. Заключайте основные понятия, законы, правила и т. п. в рамки.
3. Используйте при записи различные цвета.
4. Пишите разными шрифтами.
4. Страницы тетради для конспектов пронумеруйте и сделайте оглавление. В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам "сигнальную" информацию.
Критерий оценивания конспекта
Критерии оценивания | "5" отлично | "4" хорошо | "3" удовлетво-рительно | "2" неудовлетво-рительно |
1. Объём выполненной работы | Оптимален для конспектирования материала | Оптимален для конспектирования материала | Занижен либо завышен | Занижен либо завышен |
2. Логическая последовательность и связанность материала | + | Незначительно нарушена | Нарушена | Отсутствует |
3. Полнота изложения содержания | + | Не выдержана | Не выдержана | Не выдержана |
4. Сохранение основной идеи через весь конспект | + | Нарушено | Отсутствует | |
5. Использование дополнительной литературы (при постановке подобной задачи) | + | Не достаточно | Не используется | |
6. Соблюдение требований к оформлению | + | + | Наличие отклонений | Наличие отклонений |
7. Орфографический режим (как дополнительный критерий) | + | - | Соблюдается слабо | Нарушены |