Евгений Балацкий

доктор экономических наук, профессор

директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (email: evbalatsky@inbox.ru)

Правительство России приняло на вооружение новую доктрину - доктрину реиндустриализации страны, основанную на создании к 2020 г. 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест. Данная установка предполагает чрезмерно высокие темпы внедрения технологических инноваций, и, скорее всего, она не будет выполнена. Тем более что проводимые практические меры свидетельствуют об имеющихся эффектах наличия сильных факторов торможения процесса создания высокотехнологичных рабочих мест.

Ключевые слова: индустриализация, реиндустриализация, рабочие места, квалифицированные кадры, технологии.

Смена доктрины. За прошедшие четверть века экономических реформ в России многое изменилось. Одной из генеральных линий проводимых преобразований явилась деиндустриализация российской экономики. Пытаясь выстроить капиталистические институты и одновременно разрушить основы социалистического хозяйствования, руководство страны фактически пустило экономику на самотек, что в условиях переходного периода вело к разрушению многих ее секторов и отраслей. Общим итогом такого хода событий стала качественная деградация российской экономики, превращение страны в сырьевой придаток передовых государств. Осознание руководством страны тупиковое™ такого пути развития привело к пересмотру предыдущей политики. Первым шагом на этом пути явился лозунг экс-президента страны Д. Медведева о необходимости построения в России инновационной экономики. Однако время показало, что эта политическая установка оказалась малореализуемой, в том числе потому, что ориентировала страну на перескакивание естественных стадий технологического развития. Вторым и более взвешенным шагом стал новый политический лозунг президента России В. Путина о необходимости осуществления "новой индустриализации" страны путем создания 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест (ВРМ). Эта неоиндустриальная доктрина является менее амбициозной по сравнению с инновационной

стр. 24

доктриной, зато она представляется более реалистичной и лучше отражает фактические возможности страны.

Должен начаться процесс реализации неоиндустриальной доктрины. Однако уже первые шаги в этом направлении показали, что они малорезультативны. Более того, уже сейчас ясно, что неоиндустриальная доктрина грешит серьезными методологическими изъянами. В связи с этим возникает целый ряд острых вопросов. Например, какой смысл вкладывает политическое руководство страны в понятие ВРМ? Насколько реалистична выдвинутая доктрина? Соответствует ли она общемировым трендам и внутренним возможностям России? Какие подводные камни имеются на пути ее реализации?

Понятие высокотехнологичного рабочего места. Современная экономика должна опираться на последние технологические достижения, что равносильно созданию множества ВРМ. Что же скрывается под этим термином?

Общепринятого строгого определения ВРМ не существует. Тем самым широкая общественность и административный истеблишмент пользуются понятием, не до конца ясным и определенным.

Исторически понятие ВРМ получило "политическое рождение" в речи президента России В. Путина, произнесенной им в день инаугурации 7 мая 2012 г. В этой программной речи была поставлена задача создания к 2020 г. 25 млн. рабочих мест. Впоследствии, 26 мая 2013 г., в преддверии Дня предпринимателя, В. Путин встретился с представителями малого и среднего бизнеса. Главной темой обсуждения стала задача создания 25 млн. рабочих мест (далее Задача-25). На этой же встрече он сделал важный комментарий к Задаче-25: "Важно, чтобы новые рабочие места были высокотехнологичными. Там, где они появляются, наблюдается так называемый синергетический эффект по всем направлениям: по эффективности, по повышению производительности труда, по решению социальных задач, включая уровень заработной платы и улучшение условий труда"1. В. Путин отметил также, что анализ модернизированных производств показал, что на предприятиях так называемой новой экономики выработка на одного работающего почти в 10 раз больше, чем на старых, традиционных предприятиях, а прибыль на одного работающего выше в 8,6 раза. В приведенных комментариях просматриваются основные характеристики ВРМ.

В своих последующих заявлениях В. Путин неоднократно уточнял некоторые параметры ВРМ. Например, в своей предвыборной статье он заключил: "Так что создание 25 млн. новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования - это не

1 См.: 25 миллионов рабочих мест "на марше" // Портал "Общероссийский народный фронт", 24.05.2013. URL: https://onf.ru/2013/05/24/25-millionov-rabochih-mest-na-marshe.

стр. 25

красивая фраза"'. Несколько позже в печати стала популярной еще одна характеристика ВРМ: по оценкам Минэкономразвития России, создание одного модернизированного рабочего места стоит примерно 100 - 300 тыс. долл.

Еще одна неявная характеристика ВРМ была озвучена Б. Титовым в статье, в которой он указал на тот факт, что деловая организация "Деловая Россия" выдвинула идею создать к 2025 г. в конкурентном секторе экономики России 25 млн. новых современных ВРМ с производительностью не менее 3 млн. руб. в год2. Это существенное уточнение технологического параметра ВРМ. Чтобы лучше понять масштаб технологического рывка, который необходим при переходе на ВРМ, сравним их производительность со средней по стране. Так, по данным Росстата, численность занятых в стране в 2012 г. достигала 71,5 млн. чел., а ВВП составил 62,6 млрд. руб. Это означает, что средняя производительность труда в этом году в России составляла 875,5 тыс. руб. Следовательно, производительность ВРМ должна быть почти в 3,5 раза выше средней по стране.

Таким образом, понятие ВРМ как таковое в научной и деловой литературе отсутствует. Между тем данное понятие не является столь сложным, что нуждается в специальных академических определениях; специалисты хорошо понимают сущность этого понятия. В целом же понятие ВРМ является своеобразным политическим штампом, возникшим в период предвыборной президентской гонки, когда команда В. Путина формировала новые политические слоганы и лозунги. За прошедшее время активные дебаты вокруг Задачи-25 привели к тому, что понятие ВРМ "обросло" необходимыми характеристиками, которые позволяют довольно точно верифицировать и сам феномен ВРМ. Резюмируем его основные свойства.

ВРМ - это такое рабочее место, которое имеет следующие характеристики:

1. Оснащенность самым современным технологическим оборудованием, основанным на последних достижениях науки и техники.

2. Высокая экономическая эффективность производства (производительность труда должна, как правило, в разы превосходить аналогичный показатель традиционных производств; например, в 3,5 раза выше средней производительности труда в стране).

3. Хорошие условия труда, отвечающие самым строгим современным нормам.

4. Хорошее образование и высокая квалификация работников, занятых на данном рабочем месте.

1 См.: Путин В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить // "Известия", 16.01.2012. URL: https://izvestia.ru/news/511884.

2 См.: Титов Б. Ю. Будущее российской экономики за новой индустриализацией // "Инициативы XXI века", N 4 - 5, 2011. URL: https://www.ini21.ru/?id=1496.

стр. 26

5. Высокая заработная плата работников, занятых на данном рабочем месте (в разы выше, чем у работников традиционных производств).

6. Высокая стоимость создания нового рабочего места или модернизации старого рабочего места (не менее 100 тыс. долл.).

Из сказанного вытекает, что процесс воспроизводства ВРМ (ВВРМ), который в явном виде в литературе как таковой не обсуждается, предполагает три ключевых момента:

1. Создание новых ВРМ (в том числе за счет модернизации старых).

2. Подготовка квалифицированных кадров для новых ВРМ.

3. Создание благоприятных институциональных условий для инвестирования в новые ВРМ.

Реалистичность Задачи-25: международные ориентиры. Поставленная экспертным сообществом страны Задача-25 была подвергнута многосторонней критике1. Однако она прежде всего нуждается в осмыслении с точки зрения аналогичных процессов, происходящих в других странах мира. Так, расчеты показывают, что означенная масса ВРМ соответствует 35% всех занятых в российской экономике, т. е. больше трети всех работающих людей. Насколько реалистично произвести такую масштабную и быструю модернизацию?

Изучение современного мирового опыта показывает, что многие государства сосредотачивают усилия на опережающем создании новых рабочих мест и разрабатывают для этого соответствующие планы. Например, Индия в деле создания новых рабочих мест обогнала другие страны БРИК: в период с 2000 по 2005 гг. она вводила по 11,3 млн. новых рабочих мест ежегодно, концентрируя их поддержку в самых высокопроизводительных и технологичных для страны отраслях: в IT-сфере, автомобилестроении, фармацевтике и медицинских исследованиях, транспорте и машиностроении. В ближайшие 20 лет в Индии должно быть создано 200 млн. рабочих мест2.

В Китае опережающее создание новых рабочих мест также является предметом государственной политики. Создание 24 - 25 млн. новых рабочих мест является приоритетной задачей китайского правительства в 2011 - 2015 гг. За последние 4 года в городах страны было создано 55 млн. ВРМ, трудоустроено 45 млн. рабочих-мигрантов из сельских районов.

Что касается Бразилии, то она ежегодно создает 2,7 млн. новых рабочих мест, развивая высокотехнологичные и производительные виды экономической деятельности: авиастроение, автомобилестроение, энергетику, фармакологию, международный туризм, современные агро- и биотехноло-

1 См.: Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Доктрина высокотехнологичных рабочих мест в российской экономике. М.: Эдитус, 2013.

2 См.: Титов Б. Ю. Будущее российской экономики за новой индустриализацией // "Инициативы XXI века", N 4 - 5, 2011. URL: https://www.ini21.ru/?id=1496.

стр. 27

гии. За последние 8 лет Бразилии удалось создать 15 млн. новых рабочих мест, расширив за счет этого свой внутренний рынок.

На основе приведенных данных можно составить табл. 1, из которой вытекают важные выводы. Прежде всего, расчеты показывают, что предполагаемая интенсивность обновления ВРМ в России превосходит даже самые громкие успехи стран БРИК. Более того, из приведенных данных видно, что годовой объем вводимых ВРМ, как правило, не больше 1% населения страны. Только в Бразилии в последнее время зафиксирован больший показатель, однако долгие годы такой темп, скорее всего, не продержится. В этом смысле российские планы превосходят зафиксированные успехи Китая в 2,4 раза, Индии и Бразилии - в 2,2 раза. Такое кратное превышение и без того фантастических успехов стран БРИК представляется явно недостижимым для российской экономики. Вряд ли реальный сектор экономики России сможет обеспечить такой поток вводимых новых рабочих мест; в противном случае отечественная экономика будет много лет функционировать в режиме "технологического перенапряжения". Из сказанного не вытекает, что принятый план "Новой индустриализации" является неправильным, скорее всего, он не будет выполнен в полном объеме, и к этому уже сейчас нужно быть готовыми.

Таблица 1

Характеристики воспроизводства ВРМ по странам БРИК

Страны Численность населения, млн. чел. (2011 г.) Среднегодовое число созданных ВРМ, млн. мест (% населения страны)
Факт План
Россия   - 3,2 (2,2)
Индия   11,3 (0,9) 10,0 (0,8)
Китай   13,8 (1,0) 5,0 (0,4)
Бразилия   1,8 (0,9) 2,7 (1,4)

Таким образом, можно констатировать, что генеральное направление, заложенное в Задаче-25, определено верно, но темпы намеченных преобразований являются явно завышенными.

Перспективные высокотехнологичные профессии: ситуация на столичном рынке труда. Процесс воспроизводства ВРМ предполагает заблаговременную подготовку специалистов соответствующего профиля и качества. При этом по умолчанию предполагается, что такие специалисты должны пользоваться повышенным спросом и получать повышенную зарплату. Учитывая, что Задача-25 была обнародована в 2012 г., то вполне логично предположить, что рынок труда уже должен отреагировать на разогреваемый

стр. 28

правительством интерес к ВРМ и высокотехнологичным профессиям. Как обстоит дело на самом деле и чего можно ожидать в этой сфере в будущем? Для ответа на эти вопросы обратимся к данным рекрутинговой компании "Head Hunter", которая аккумулирует информацию о спросе и предложении на рынке труда с помощью сайта1. Помимо массовых профессий, "Head Hunter" отслеживает рынок высококвалифицированных специалистов, в том числе по высокотехнологичным профессиям (ВТП). Данные компании за первое полугодие 2013 г., включающие 103,6 тыс. анкет от предпринимателей и потенциальных работников, позволяют установить некоторые особенности нынешнего состояния рынка ВТП. Для большей наглядности представим данные компании "Head Hunter" в табл. 2, в которой приведена статистика относительно рынка Москвы (первое полугодие 2013 г.). Ключевой информацией здесь является заработок специалистов с учетом их опыта работы с высокотехнологичным оборудованием (ВТО).

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: