Социализация и воспитание. В отличие от социализации, имеющей место при стихийном взаимодействии человека с окружающей средой, воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека, в силу чего и может рассматриваться как механизм управления процессом социализации личности. Следствие этого находит выражение в таких функциях воспитания, как: а) регулирование влияния социума на личность; б) создание условий для оптимальной социализации личности. Воспитание имеет тесную связь с обществом, которое по отношению к системе образования выступает заказчиком на воспроизведение определенного типа личности.
Психологическое понимание процесса воспитания есть не что иное, как процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний план личности, в её убеждения, установки, поведение. С точки зрения современной педагогики, процесс воспитания может осуществляться двумя способами:
1) сообщение и разъяснение общественно значимых целей, идеалов, ценностей, нравственных норм поведения;
|
|
2) создание специальных психологических условий, которое предполагает поиск, эмоционально-чувственное проживание и реализацию воспитанниками собственной гражданской и нравственной позиции.
Особенности процесса воспитания:
1) воспитание – это процесс совершенствования личности, который охватывает как физическое, так и духовное её становление и прогрессивное развитие;
2) воспитание является целенаправленным процессом, в основе которого лежат потребности данного конкретного общества и самой личности;
3) вариативность и неопределенность результатов, что обусловлено индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию, а также ситуаций, в которых она действуют.
4) двусторонний характер воспитательного процесса, что находит выражение во взаимодействии воспитателя и воспитанника, результатом чего выступают изменения личности и воспитателя, и воспитанника;
5) воспитание есть не что иное, как многофакторный процесс, поэтому результат его влияния на личность обусловлен: а) генетически наследуемыми свойствами и состоянием здоровья человека; б) социальной средой и обстоятельствами биографии конкретного человека; в) интересами и потребностями самой личности, а также психологическими особенностями восприятия окружающего мира и самого себя как со стороны воспитателя, так и воспитуемого.
6) воспитание – это процесс общения, что привносит в процесс воспитания такие особенности, как: а) обмен информацией между участниками воспитательного процесса, (следствием чего выступает неразрывная связь воспитания с обучением и образованием); б) межличностное взаимодействие и психологическое влияние друг на друга; в) межличностное восприятие и понимание;
|
|
7) тесная взаимосвязь воспитания с процессом самовоспитания личности. Без способности к саморазвитию, без стремления к самосовершенствованию человек не может состояться как личность.
Обобщая сказанное, заметим: выделенные особенности воспитания реализуются через личность воспитателя, степенью её значимости в воспитательном процессе. Педагогическая позиция воспитателя должна быть деликатной, незаметной, нужно растить ребенка другом, так как только в атмосфере доброжелательности и любви можно воспитать достойную, уважающую себя и других личность.
Критерии воспитанности.
Критерии оценки воспитанности человека (добро – красота – истина):
1) созидание добра, т.е. поведение, имеющее мотив – благо другого человека (сострадание и уважение человеческой личности);
2) способность к эмоциональному восприятию и созиданию прекрасного т.е. стремление к красоте во всех формах её проявления, а именно: а) эстетическая организация труда; б) привлекательное оформление интерьеров и архитектурной среды; в) стилистике одежды и оформления своей внешности.
3) истина как руководство при оценке поступков людей и своих собственных (чистосердечность и отрицание лжи).