Семья как субъект педагогического воздействия. Семья и её значение в становлении и развитии личности обусловлено тем, что межличностные внутрисемейные отношения являются первым видом социальных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения. Специфику внутрисемейных межличностных отношений составляет непосредственный контакт, не имеющего ни пространственного, ни временного интервала.
Выделим условия, влияющие на формирование и становление личности ребенка в семье:
· состав семьи и её структура (городская семья, как правило, малочисленна: представлена одним-двумя поколениями;
· характер взаимоотношений в семье, особенно между отцом и матерью;
· образовательный уровень родителей, совместимость и общая психологическая атмосфера в семье;
· отношение к детям со стороны родителей.
· координация и взаимосвязь социальных ролей членами семьи и наличие системы нравственных норм поведения, которым они следуют.
Основные факторы влияния взрослых на развитие личности детей в семье:
|
|
1. Организация усвоения детьми нравственных норм, существующих в обществе. Особенно велика здесь роль механизма подражания: дети перенимают манеры взрослых, непосредственно их окружающих, их взаимоотношения, учатся у них тому, кого любить, кого избегать, кому выражать позитивные, а кому отрицательные эмоции.
2. Формирование самосознания ребенка, особенно позитивного его отношения к себе. Ребенок в семье должен получить первый опыт эмоционального переживания своего успеха и неуспеха во взаимоотношениях с окружающими. Его стремление быть признанным, чувство собственного достоинства должны быть реализованы в семье. Это стремление надо суметь «прошито» таким важным нравственным чувством, как совесть;
3. Высокий уровень доверительного общения между родителями и детьми, дружеский стиль общения, взаимопонимание, преобладание позитивного в оценках действий ребенка со стороны родителей. Отсутствие перечисленного приводит к негативным формам поведения детей, их раздражительности, преобладанию подавленного настроения, низкой самооценке.
4. Создание условий для проявления ребенком чувства уверенности в своих силах. Здесь особо следует выделить родительскую любовь: именно она лежит в основе нравственного и духовного развития ребенка в целом. Чем меньше ребенок видит проявление любви и ласки, тем он медленнее он формируется как личность. Ребенок нуждается как в материнской, так и отцовской любви. От женской роли матери зависит прежде всего развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание нравственных качеств. Специфика роли отца в том, что он является воспитателем дисциплины, независимости и безопасности.
|
|
Недостаточное внимание и любви родителей к детям, редкое их общение с детьми вызывает у последних не только сенсорный голод, но и недоразвитость нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. Этим же объясняется и случаи немотивированной жестокости и агрессивное поведение некоторых детей.
5. Отношения между родителями определяют степень их личностного влияния на развитие ребенка. Сухомлинский отмечал, что в той семье, где мать и отец живут в согласии, перед ребенком раскрывается красота и гармония человеческих отношений, формируется душевное спокойствие и непринятие безнравственного и антиобщественного.
Типы межличностных отношений между родителями и детьми с точки зрения дистанции между ними:
1. Оптимальная дистанция, для которой характерно эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку. Основой таких отношений уважение взрослым ребенка, который воспринимается как личность. Межличностные отношения между родителями и детьми в этом случае строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания. Предъявляя требования, взрослые обращаются прежде всего к сознанию ребенка, поощряя его инициативу и самостоятельность.
2. Сокращенная дистанция (слияние)- нежелательный стиль родительского поведения, когда все внимание концентрируется на ребенке и семья существует только ради ребенка. Это есть проявление гиперопеки: родители постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают самостоятельность, не учитывают степень его социальной зрелости и активности.
3. Увеличенная дистанция (отчуждение)- эмоциональная дистанция между родителями и ребенком. Для данного типа межличностных отношений характерны редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему.
Типы воспитания, деформирующие характер ребенка:
· Воспитание по типу «Золушки», когда родители чрезмерно враждебно или равнодушно относятся к ребенку. Ребенок в таких семьях воспитывается в условиях повышенной требовательности и эмоциональной отверженности.
· Воспитание по типу «кумира» семьи, когда ребенок оказывается центром семьи, объектом повышенного внимания завышенных ожиданий родителей. Выполняются все требования и малейшие капризы ребенка.
· Гиперопека – это такой тип воспитания, при котором ребенок лишен самостоятельности. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей приводит к замедлению взросления ребенка, неспособности преодолевать жизненные трудности.
· Воспитание по типу «гипоопека», когда ребенок предоставлен сам себе, никто не принимает участие в формировании в нем навыков социальной жизни («что такое хорошо и что такое плохо). Это свойственно эмоционально холодным по складу родителям. Контакты с ребенком носят случайный, поверхностный характер.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что изучает педагогика? Как она связана с психологией?
2. Перечислите основные категории педагогики.
3. Что является результатом образования?
4. Почему личность в педагогике рассматривается в качестве главного критерия при определении эффективности педагогического процесса?
5. Почему природа личности значительно сложнее и разносторонне, чем её деятельность?
6. Как соотносятся обучение и воспитание?
7. Почему педагогическое взаимодействие шире понятия «педагогическое воздействие»?
8. Что изучает дидактика, какие категории она использует?
9. Какую роль играет обучение в развитии личности? Какие существуют теории, дающие ответ на поставленный вопрос?
10. Почему эффективность обучения зависит от наличия обратной связи между обучающимися и результатами их учебных действий?
|
|
11. Какая идея положена в основу проблемного обучения?
12. Какое психологическое обоснование имеет концепция укрупненных дидактических единиц?
13. Перечислить виды технологий концентрированного обучения. Раскройте их достоинства и недостатки.
14. Как связаны между собой социализация и воспитание личности?
15. Какие существуют критерии воспитанности?
16. В чем особенность авторитарного воспитания?
17. Чем отличается демократическое воспитание от либерального?
18. Какие условия влияют на формирование и развитие личности в семье?
19. Почему доверительное общение между родителями и детьми значимо для воспитания ребенка в семье?
20. Почему формирование чувства собственного достоинства связано с воспитанием совести у ребенка? Можно ли согласиться с утверждением о том, что кому нечем гордиться, тому нечего и стыдиться?
21. Можно ли рассматривать подражание как основной способ усвоения ребенком нравственных норм?
22. Какие выделяются типы межличностных отношений между родителями и детьми с точки зрения психологической дистанции между ними?
23. Перечислите типы воспитания, деформирующие характер ребенка, раскройте их главные особенности.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЕ 1
В своей автобиографии Ч.Дарвин писал, что в учении он отставал от своей младшей сестры. Учителя и отец считали его довольно заурядным мальчиком. Уровень способностей оценивали ниже среднего. Отец нередко говорил ему: «Ты думаешь только об охоте, собаках и ловле крыс и осрамишь себя и всю наше семью». Проанализируйте описанную ситуацию в контексте особенностей процесса воспитания. Попытайтесь при этом ответить на вопрос о том, почему Ч.Дарвин не подтвердил неутешительные прогнозы отца относительно развития своей личности, достигнув выдающихся успехов в науке. Известны ли вам аналогичные примеры?
ЗАДАНИЕ 2
В нескольких детских садах проводили беседу-опрос с детьми. Интересовались тем, чего дети бояться больше всего? Выяснилось, что некоторые дети бояться не черепаху Тортиллу, не Бабу-Ягу, не Змея-Горыныча, а … папу и маму. Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения основных факторов влияния взрослых на развитие личности детей в семье.
|
|
Задание 3
Закончился учебный год. Впереди летние каникулы. Подвели итоги года, выставили оценки. Неожиданно классный руководитель предложила: «Давайте устроим откровенный разговор. Пусть каждый скажет другому все, что о нем думает». Начали с Вероники. В её адрес было сказано многого нелестного. Девочка расплакалась и до окончания классного часа просидела, уткнувшись в парту, ни на кого не глядя.
Какая педагогическая проблема получила в этой ситуации неверное решение? Используйте при ответе на вопрос знания не только по воспитанию, но и по психологии личности (самооценка, самоуважение, Я-концепция, способы самоутверждения личности см.: глава 2). Какой выход возможен из данной ситуации?
Задание 4
Мальчику 13 лет. Он неглуп, независим, мужественен, является лидером среди сверстников. Он всегда хозяин положения. Любит находиться на пьедестале, низвержение с которого воспринимает как катастрофу. Однажды в летнем лагере кому-то удалось выиграть у нашего абсолютного чемпиона – в теннис. Эта ситуация чуть не раздавила его, и чтобы её сломать, наш герой взобрался на крышу и прошелся по самому коньку, говоря своими действиями всем: «Вы так не можете».
Проанализируйте данную педагогическую ситуацию. Что упущено в воспитании этого мальчика? При ответе на поставленный вопрос используйте знания об акцентуациях характера (см.: лекция 6 «Психология индивидуальности). Подумайте, к какому типу акцентуированных характеров можно отнести мальчика и на каких принципах должна быть выстроена педагогическая деятельность по отношению к нему?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ И ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, прочитайте внимательно требования к её выполнению.
Необходимо выбрать вариант своей контрольной работы в соответствии с последней цифрой номера своей зачетной книжки. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, преподавателем не рецензируется и не квалифицируется как сданная.
Каждый вариант содержит 6 заданий.
Первое задание предполагает общее знакомство с курсом «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА». При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть предлагаемые вопросы темы.
Второе задание требует актуализации такого психологического образования, как логическое понятийное мышление. Выполнение этого задания необходимо осуществлять поэтапно:
1) дать определение понятиям, выделив в каждом существенный признак, ключевое значение. В своей работе выделите их полужирным шрифтом, или подчеркните. Используйте для этого глоссарий;
2) установить логические отношения между данными понятиями, поставьте соответствующую цифру.
Образец выполнения второго задания:
Характер - совокупность устойчивых индивидуальных психических особенностей человека, обусловленная типичным для неё способом поведения, эмоционально реагирования и проявляющаяся в стиле деятельности и общения.
Темперамент - индивидуальные особенности психики, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
1. Мнемоника (А) – мнемотехника (В). – (1)
2. Сангвиник (А) – холерик (В). – (2)
3. Темперамент (А) – характер (В). – (3)
4. Психика (А) - Акцентуация (В) – характер (С) – (4)
5. Интерес (А) – Апатия (В). – (5)
1. 2. 3. 4. 5.
Третье задание предполагает анализ утверждений с точки зрения их истинности и ложности. Доказательство истинности или ложности необходимо вести не голословно, а опираясь на соответствующие психологические знания. Используйте для этого материалы лекций.
Образец выполнения третьего задания:
Суждение: «Человек не способен осознавать и осмысливать свои эмоции, онможет только переживать их». Это суждение является неверным, так как в нем неспособность человека к осознанию и осмыслению своих эмоций объясняется только их переживанием. В действительности же мы можем не только переживать эмоции, находясь при этом как бы внутри их, но и осознавать их, т.е. посмотреть на них со стороны и выразить то, что мы увидим, словами.
Четвертое задание предполагает умение свободно ориентироваться в лекционном материале, в тематике лекций, а также способность, используя соответствующую информацию, свободно конструировать, достраивать суждения до целостного, законченного вида. Заполните пробелы в суждениях не любыми, а ключевыми словами.
Пятое задание имеет целью проверить, насколько системно усвоен курс психологии. Чтобы его выполнить, надо изучить соответствующие темы. Данное задание направлено на формирование такого навыка мышления, как способность к классификации, и входящих в его состав анализа и синтеза.
Шестое задание рассчитано на распознавание психических свойств, состояний и процессов. В качестве материала для анализа взяты жизненные ситуации, в контексте которых происходит актуализация соответствующих психологических образований (памяти, мышления, воображения, акцентуаций характера, типов темперамента и т.п.). Задания этого типа потребует от вас умения быть психологически зрячим, т.е. видеть психологическое содержание различных жизненных ситуаций, с которыми практически сталкивается каждый из нас.
Образец выполнения шестого задания:
«В ситуациях, когда возникают неожиданные преграды на пути к достижению поставленной цели, юноша становится оченьраздражительным.» В данной ситуации имеет место проявление такого эмоционального состояния, как фрустрация. Это доказывается тем, что фрустрация возникает в ситуациях, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности или желания, сопровождается эмоцией гнева и его проявлением – раздражительностью. Поскольку в эмоциональных состояниях находят свое проявление и психические свойства личности, то необходимо их выделить. В описанной жизненной ситуации может обнаружить себя холерический темперамент юноши, главным свойством которого выступает преобладание возбуждения над торможением. Также в этой ситуации могут заявить о себе такие эмоциональные черты личности, как эмоциональная возбудимость и эмоциональная неустойчивость. Попытайтесь доказать это, изучив предварительно материал соответствующей главы настоящего пособия.
Работа должна быть аккуратно оформлена, выполнена на листах формата А - 4, написана от руки разборчивым почерком или напечатана на компьютере. Титульный лист выполняется в соответствии с предлагаемым образцом. В конце работы указывается использованная литература, ставится подпись студента и дата выполнения контрольной работы.