Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

Семья как субъект педагогического воздействия. Семья и её значение в становлении и развитии личности обусловлено тем, что межличностные внутрисемейные отношения являются первым видом социальных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения. Специфику внутрисемейных межличностных отношений составляет непосредственный контакт, не имеющего ни пространственного, ни временного интервала.

Выделим условия, влияющие на формирование и становление личности ребенка в семье:

· состав семьи и её структура (городская семья, как правило, малочисленна: представлена одним-двумя поколениями;

· характер взаимоотношений в семье, особенно между отцом и матерью;

· образовательный уровень родителей, совместимость и общая психологическая атмосфера в семье;

· отношение к детям со стороны родителей.

· координация и взаимосвязь социальных ролей членами семьи и наличие системы нравственных норм поведения, которым они следуют.

Основные факторы влияния взрослых на развитие личности детей в семье:

1. Организация усвоения детьми нравственных норм, существующих в обществе. Особенно велика здесь роль механизма подражания: дети перенимают манеры взрослых, непосредственно их окружающих, их взаимоотношения, учатся у них тому, кого любить, кого избегать, кому выражать позитивные, а кому отрицательные эмоции.

2. Формирование самосознания ребенка, особенно позитивного его отношения к себе. Ребенок в семье должен получить первый опыт эмоционального переживания своего успеха и неуспеха во взаимоотношениях с окружающими. Его стремление быть признанным, чувство собственного достоинства должны быть реализованы в семье. Это стремление надо суметь «прошито» таким важным нравственным чувством, как совесть;

3. Высокий уровень доверительного общения между родителями и детьми, дружеский стиль общения, взаимопонимание, преобладание позитивного в оценках действий ребенка со стороны родителей. Отсутствие перечисленного приводит к негативным формам поведения детей, их раздражительности, преобладанию подавленного настроения, низкой самооценке.

4. Создание условий для проявления ребенком чувства уверенности в своих силах. Здесь особо следует выделить родительскую любовь: именно она лежит в основе нравственного и духовного развития ребенка в целом. Чем меньше ребенок видит проявление любви и ласки, тем он медленнее он формируется как личность. Ребенок нуждается как в материнской, так и отцовской любви. От женской роли матери зависит прежде всего развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание нравственных качеств. Специфика роли отца в том, что он является воспитателем дисциплины, независимости и безопасности.

Недостаточное внимание и любви родителей к детям, редкое их общение с детьми вызывает у последних не только сенсорный голод, но и недоразвитость нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. Этим же объясняется и случаи немотивированной жестокости и агрессивное поведение некоторых детей.

5. Отношения между родителями определяют степень их личностного влияния на развитие ребенка. Сухомлинский отмечал, что в той семье, где мать и отец живут в согласии, перед ребенком раскрывается красота и гармония человеческих отношений, формируется душевное спокойствие и непринятие безнравственного и антиобщественного.

Типы межличностных отношений между родителями и детьми с точки зрения дистанции между ними:

1. Оптимальная дистанция, для которой характерно эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку. Основой таких отношений уважение взрослым ребенка, который воспринимается как личность. Межличностные отношения между родителями и детьми в этом случае строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания. Предъявляя требования, взрослые обращаются прежде всего к сознанию ребенка, поощряя его инициативу и самостоятельность.

2. Сокращенная дистанция (слияние)- нежелательный стиль родительского поведения, когда все внимание концентрируется на ребенке и семья существует только ради ребенка. Это есть проявление гиперопеки: родители постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают самостоятельность, не учитывают степень его социальной зрелости и активности.

3. Увеличенная дистанция (отчуждение)- эмоциональная дистанция между родителями и ребенком. Для данного типа межличностных отношений характерны редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему.

Типы воспитания, деформирующие характер ребенка:

· Воспитание по типу «Золушки», когда родители чрезмерно враждебно или равнодушно относятся к ребенку. Ребенок в таких семьях воспитывается в условиях повышенной требовательности и эмоциональной отверженности.

· Воспитание по типу «кумира» семьи, когда ребенок оказывается центром семьи, объектом повышенного внимания завышенных ожиданий родителей. Выполняются все требования и малейшие капризы ребенка.

· Гиперопека – это такой тип воспитания, при котором ребенок лишен самостоятельности. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей приводит к замедлению взросления ребенка, неспособности преодолевать жизненные трудности.

· Воспитание по типу «гипоопека», когда ребенок предоставлен сам себе, никто не принимает участие в формировании в нем навыков социальной жизни («что такое хорошо и что такое плохо). Это свойственно эмоционально холодным по складу родителям. Контакты с ребенком носят случайный, поверхностный характер.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что изучает педагогика? Как она связана с психологией?

2. Перечислите основные категории педагогики.

3. Что является результатом образования?

4. Почему личность в педагогике рассматривается в качестве главного критерия при определении эффективности педагогического процесса?

5. Почему природа личности значительно сложнее и разносторонне, чем её деятельность?

6. Как соотносятся обучение и воспитание?

7. Почему педагогическое взаимодействие шире понятия «педагогическое воздействие»?

8. Что изучает дидактика, какие категории она использует?

9. Какую роль играет обучение в развитии личности? Какие существуют теории, дающие ответ на поставленный вопрос?

10. Почему эффективность обучения зависит от наличия обратной связи между обучающимися и результатами их учебных действий?

11. Какая идея положена в основу проблемного обучения?

12. Какое психологическое обоснование имеет концепция укрупненных дидактических единиц?

13. Перечислить виды технологий концентрированного обучения. Раскройте их достоинства и недостатки.

14. Как связаны между собой социализация и воспитание личности?

15. Какие существуют критерии воспитанности?

16. В чем особенность авторитарного воспитания?

17. Чем отличается демократическое воспитание от либерального?

18. Какие условия влияют на формирование и развитие личности в семье?

19. Почему доверительное общение между родителями и детьми значимо для воспитания ребенка в семье?

20. Почему формирование чувства собственного достоинства связано с воспитанием совести у ребенка? Можно ли согласиться с утверждением о том, что кому нечем гордиться, тому нечего и стыдиться?

21. Можно ли рассматривать подражание как основной способ усвоения ребенком нравственных норм?

22. Какие выделяются типы межличностных отношений между родителями и детьми с точки зрения психологической дистанции между ними?

23. Перечислите типы воспитания, деформирующие характер ребенка, раскройте их главные особенности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАДАНИЕ 1

В своей автобиографии Ч.Дарвин писал, что в учении он отставал от своей младшей сестры. Учителя и отец считали его довольно заурядным мальчиком. Уровень способностей оценивали ниже среднего. Отец нередко говорил ему: «Ты думаешь только об охоте, собаках и ловле крыс и осрамишь себя и всю наше семью». Проанализируйте описанную ситуацию в контексте особенностей процесса воспитания. Попытайтесь при этом ответить на вопрос о том, почему Ч.Дарвин не подтвердил неутешительные прогнозы отца относительно развития своей личности, достигнув выдающихся успехов в науке. Известны ли вам аналогичные примеры?

ЗАДАНИЕ 2

В нескольких детских садах проводили беседу-опрос с детьми. Интересовались тем, чего дети бояться больше всего? Выяснилось, что некоторые дети бояться не черепаху Тортиллу, не Бабу-Ягу, не Змея-Горыныча, а … папу и маму. Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения основных факторов влияния взрослых на развитие личности детей в семье.

Задание 3

Закончился учебный год. Впереди летние каникулы. Подвели итоги года, выставили оценки. Неожиданно классный руководитель предложила: «Давайте устроим откровенный разговор. Пусть каждый скажет другому все, что о нем думает». Начали с Вероники. В её адрес было сказано многого нелестного. Девочка расплакалась и до окончания классного часа просидела, уткнувшись в парту, ни на кого не глядя.

Какая педагогическая проблема получила в этой ситуации неверное решение? Используйте при ответе на вопрос знания не только по воспитанию, но и по психологии личности (самооценка, самоуважение, Я-концепция, способы самоутверждения личности см.: глава 2). Какой выход возможен из данной ситуации?

Задание 4

Мальчику 13 лет. Он неглуп, независим, мужественен, является лидером среди сверстников. Он всегда хозяин положения. Любит находиться на пьедестале, низвержение с которого воспринимает как катастрофу. Однажды в летнем лагере кому-то удалось выиграть у нашего абсолютного чемпиона – в теннис. Эта ситуация чуть не раздавила его, и чтобы её сломать, наш герой взобрался на крышу и прошелся по самому коньку, говоря своими действиями всем: «Вы так не можете».

Проанализируйте данную педагогическую ситуацию. Что упущено в воспитании этого мальчика? При ответе на поставленный вопрос используйте знания об акцентуациях характера (см.: лекция 6 «Психология индивидуальности). Подумайте, к какому типу акцентуированных характеров можно отнести мальчика и на каких принципах должна быть выстроена педагогическая деятельность по отношению к нему?


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ И ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, прочитайте внимательно требования к её выполнению.

Необходимо выбрать вариант своей контрольной работы в соответствии с последней цифрой номера своей зачетной книжки. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, преподавателем не рецензируется и не квалифицируется как сданная.

Каждый вариант содержит 6 заданий.

Первое задание предполагает общее знакомство с курсом «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА». При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть предлагаемые вопросы темы.

Второе задание требует актуализации такого психологического образования, как логическое понятийное мышление. Выполнение этого задания необходимо осуществлять поэтапно:

1) дать определение понятиям, выделив в каждом существенный признак, ключевое значение. В своей работе выделите их полужирным шрифтом, или подчеркните. Используйте для этого глоссарий;

2) установить логические отношения между данными понятиями, поставьте соответствующую цифру.

Образец выполнения второго задания:

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных психических особенностей человека, обусловленная типичным для неё способом поведения, эмоционально реагирования и проявляющаяся в стиле деятельности и общения.

Темперамент - индивидуальные особенности психики, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

1. Мнемоника (А) – мнемотехника (В). – (1)

2. Сангвиник (А) – холерик (В). – (2)

3. Темперамент (А) – характер (В). – (3)

4. Психика (А) - Акцентуация (В) – характер (С) – (4)

5. Интерес (А) – Апатия (В). – (5)


1. 2. 3. 4. 5.

Третье задание предполагает анализ утверждений с точки зрения их истинности и ложности. Доказательство истинности или ложности необходимо вести не голословно, а опираясь на соответствующие психологические знания. Используйте для этого материалы лекций.

Образец выполнения третьего задания:

Суждение: «Человек не способен осознавать и осмысливать свои эмоции, онможет только переживать их». Это суждение является неверным, так как в нем неспособность человека к осознанию и осмыслению своих эмоций объясняется только их переживанием. В действительности же мы можем не только переживать эмоции, находясь при этом как бы внутри их, но и осознавать их, т.е. посмотреть на них со стороны и выразить то, что мы увидим, словами.

Четвертое задание предполагает умение свободно ориентироваться в лекционном материале, в тематике лекций, а также способность, используя соответствующую информацию, свободно конструировать, достраивать суждения до целостного, законченного вида. Заполните пробелы в суждениях не любыми, а ключевыми словами.

Пятое задание имеет целью проверить, насколько системно усвоен курс психологии. Чтобы его выполнить, надо изучить соответствующие темы. Данное задание направлено на формирование такого навыка мышления, как способность к классификации, и входящих в его состав анализа и синтеза.

Шестое задание рассчитано на распознавание психических свойств, состояний и процессов. В качестве материала для анализа взяты жизненные ситуации, в контексте которых происходит актуализация соответствующих психологических образований (памяти, мышления, воображения, акцентуаций характера, типов темперамента и т.п.). Задания этого типа потребует от вас умения быть психологически зрячим, т.е. видеть психологическое содержание различных жизненных ситуаций, с которыми практически сталкивается каждый из нас.

Образец выполнения шестого задания:

«В ситуациях, когда возникают неожиданные преграды на пути к достижению поставленной цели, юноша становится оченьраздражительным.» В данной ситуации имеет место проявление такого эмоционального состояния, как фрустрация. Это доказывается тем, что фрустрация возникает в ситуациях, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности или желания, сопровождается эмоцией гнева и его проявлением – раздражительностью. Поскольку в эмоциональных состояниях находят свое проявление и психические свойства личности, то необходимо их выделить. В описанной жизненной ситуации может обнаружить себя холерический темперамент юноши, главным свойством которого выступает преобладание возбуждения над торможением. Также в этой ситуации могут заявить о себе такие эмоциональные черты личности, как эмоциональная возбудимость и эмоциональная неустойчивость. Попытайтесь доказать это, изучив предварительно материал соответствующей главы настоящего пособия.

Работа должна быть аккуратно оформлена, выполнена на листах формата А - 4, написана от руки разборчивым почерком или напечатана на компьютере. Титульный лист выполняется в соответствии с предлагаемым образцом. В конце работы указывается использованная литература, ставится подпись студента и дата выполнения контрольной работы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: