Понятие дидактики. Теории и технологии обучения

Понятие дидактики. Дидактика – это часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Основные задачи дидактики – чему и как учить.

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, достигаемых результатах.

Категории дидактики:

• преподавание – деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информированности, воспитания, осознания и практического использования знаний;

• обучение – организованное взаимодействие педагога с учащимися, направленных на достижение образовательных целей;

• образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, изменяющих образ человека об окружающем мире и самом себе;

• форма – способ существования учебного процесса;

• метод – путь достижения цели и задач обучения;

• средство – предметное содержание (поддержка) учебного процесса: голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.п.;

• результаты обучения – степень реализации намеченных целей, конечные следствия учебного процесса.

Педагогический процесс как система.

Педагогический процесс – это система, в которой воедино слиты процессы формирования личности, её развития, воспитания и обучения, взятые вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Чтобы анализировать педагогический процесс как систему, необходимо установить критерий анализа.

От того, какие ставятся цели, зависит характер самого процесса обучения. Если целью является усвоение готовых знаний, то процесс обучения приобретает объяснительно-иллюстративный характер, если - формирование познавательной самостоятельности, то процесс приобретает черты частично проблемного обучения, если ставится цель развитие творческого мышления, то процесс является подлинно развивающим.

Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития от догматического, затем объяснительно-иллюстративного, до проблемно-развивающего типа. При этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения.

Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя педагогическое взаимодействие, которое предполагает не просто совместную деятельность (совместно собирают лекарственные травы), а деятельность учебную. Взаимодействие - установление связей между элементами педагогической системы - таких как: информационные связи (обмен информацией), организационные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.

Целостность педагогического процесса не является свойством постоянно ему присущим, т.е. носит относительный характер, его эффективность определяется успешной реализацией взаимодействия и единства таких функций, как обучение, развитие и воспитание личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: