Типы воспитания

Критерий выделения типов: управление процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя. Согласно этому критерию, выделяют: авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

• Авторитарное воспитание – тип воспитания, для которого характерно: а) манипулирование сознанием и поведением личности; б) использование таких методов воспитания, как требование в должном поведении (прямое предъявление нормы такого поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам); в) подавление инициативы и самостоятельности воспитанников.

• Демократическое воспитание – это такой тип воспитания, когда есть распределение полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его интересов, проведения свободного времени, обучения, присутствует уважение к личности.

Демократическое воспитание имеет место тогда, когда: а) педагог, принимая решения, советуется с воспитанником, давая ему возможность делать самостоятельный выбор; б) используются в основном такие методы, как просьба, рекомендации, советы, реже – приказы; в) личностный рост воспитанника, позитивные изменения в его личности определяют выбор средств воспитательного воздействия в каждом конкретном случае; г) когда воспитанник обладает сильным характером; д) когда необходимо осуществлять руководство сильным, сложившимся творческим коллективом профессионалов.

• Либеральное воспитание характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания.

Для такого типа воспитания характерны: а) невмешательство педагога в руководство, когда педагог не проявляет инициативы и самостоятельности, ориентируя воспитанников лишь на выполнение указаний сверху; б) неспособность педагога опираться на самостоятельность и инициативу воспитанников, что ведет к их пассивности, нежеланию работать; в) несистематичность в осуществлении контроля за поведением воспитанников; г) низкая требовательность педагога и его слабая ответственность за результаты воспитания.

• Попустительское воспитание характеризуется равнодушием со стороны педагога в отношении развития, динамики успехов в личностном развитии воспитанников.

Причинами такого отношения может быть: а) очень большая любовь воспитателя к ребенку; б) идея абсолютной свободы ребенка; в) равнодушие к судьбе ребенка. Главный принцип деятельности такого педагога – удовлетворение любых желаний и потребностей детей, при этом не ставится задача перспектив личностного развития ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: