Источники церковного права. Привести примеры

Принято различать: материальные (лица и институты, создающие правовые нормы) и формальные (доку­менты, памятники, в которых изложены эти нормы) источники. Материальные: 1)Пер­воисточник - Божественная воляИисуса Христа. Учение Христа носит и правовой характер (устройство Церкви, способы поддержания церковного ми­ра и благочиния, средства восстановления попранного церковного порядка и т.п.). Божественное право(jus divinum) - это правовые заповеди Спасителя и постанов­ления, изданные апостолами (напр. крещение (Мф. 28:19), Евхаристии (Лк. 22:19); апостолам и священству - власть разрешать грехи (Мф. 18:18); право получ. содержание от пасомых (Лк. 10:7); о браке (Мф. 19:5-9); суд над согрешившими братьями (Мф. 18:15-17); отношение к гос.власти (Мф. 22:21); о епископах и диаконах (1 Тим. 3:1-13); об отнош. к гос. власти (Рим. 13:1-7)), содержащиеся в Св. Писании, а также Св. Предание. 2) Церковь как источник своего права.Вытекает из Божеств. воли, т.к. законны только права и нормы, которые не противоречат ей или прямо вытекают из нее. Условность границы, отделяющей Бо­жеств, право от церковного права в узком смысле, которое отдельные канонисты наз­ыв-т чел-ским правом Церкви. Церковь - Богочеловеческий организм, двуприродное начало Церкви - взаимодействие сторон. Отождествлять Божественное право с церковным нельзя. Божеств. воле (и Вселенской Церкви) присуща непогрешимость. Но - мнение отдельных епископов, высших властей, органы поместных Церквей и т.д. - могут погрешать. Божественное право и церковное зако­нодательство имеют границы: 1) Божественное право нельзя отождествлять с определенными типами формальных источников (напр. только со Св. Писанием); 2) критерием Божественности права является не неизменяемость, а не­погрешимость правовых норм. Формальные: Каноны. Созданы Богочеловеческой Церковью. Состав: Правила Св. Апостолов, каноны 6-ти Вселенских и 10-ти Поместных Соборов и правила 13-ти Отцов. Соборы- орган вселенского епископата, носителя высшей церковной власти. Непогрешимы. Некоторые (напр. проф. Суворов) ограничи­вают непогрешимость Соборов их догм, определениями - оросами, не распространяясь на соборные каноны (т.к. изменяемые). Но: непогрешимость φ неизменяемость. Цер­ковное правотворчество существует в той области, которая уже урегулирована прави­лами Соборов. Частное церковное законодательство. Развивалось после основного Канонического корпуса. Не имеет общецерковного авторитета. Применение его огра­ничено границами епархий или автокефальных Церквей. Статуарное право - пра­во корпораций, не обладающих самостоятельной законодательной властью (уставы и статусы монастырей, церковных братств и обществ и т.п.) Оно осуществляется не в силу прав, принадлежащих им самим по себе, а по полномочию церковных инстанций, имеющих самостоятельную законодательную власть. Обычай. Действует и вне цер­ковной сферы. В Др. Церкви отождествлялся с Преданием. Чтобы имел законную силу, необходимо его соблюдение в церквной области, имеющей законодательную автоно­мию: поместной Церкви, в епархии или монастыре и т.п. Требуется - разумность и из­вестная давность. Мнения авторитетных канонистов. Т.н. «советы мудрых», значе­ние - источник права. Они вошли в "Дигесты". Их сочинения, в виде ответов на вопро­сы, канонических трактатов или толкований на каноны, стали включаться в церковно-законодательные сборники. Особый авторитет: византийские канонисты XII в.: Ари-стин, Зонара и Вальсамон, XIV в. - М. Властарь. Государственное законодательство по церковным делам. В области внешнего права Церкви, т.е. ее правового положения в.государстве и гражданском обществе, воля гос. власти является суверенным законодательным источником. По внутрицерков-ному праву: разные мнения, может государство вмешиваться или нет. Католическая Церковь в принципе отвергает. Протестантские,канонисты эпохи Реформации и нового времени - гос. власть является полномочным органом внутрицерковного законодатель­ства (не зависимо от принадлежности к вере). Православие - глава государства в принципе никогда не признавался более чем мирянином или совокупный голос всех мирян. Церковные акты, изданное гос.властью имеют силу в связи с признанием их церковной властью (+ православность законодателя). Симфония часто нарушалась. При Петре I - «Духовный регламент» архиеп. Феофана (Прокоповича), протестантский образец власти. После - преобразование в «Синод».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: