Каноны о посте, поведении в храме и церковном имуществе. Канонические принципы в них содержащиеся

Классиф. поста: литургический и аскетический. Литургический пост - в этот день ц-вь не соверш. литургию, неуместно по событиям дня (в монастыре – нет литургии, нет обеда) – дни строгого поста (литург. пр. осв. даров – Трулл. 59.) - запрет литургического поста (Литургию надо совершать каждое воскресенье). В Трулл. 55, Апост. 63 – осужд. пост в субботу, впоследствии вошел в обычай Катол. Церкви. Трулл.13 - осуждается обязат. целибат для диаконов и пресвитеров. По воскресным дням и праздникам, в Великий пост по средам и пятницам - служить Литургию (Апост. 8; Трулл. 52, 80; Лаод. 49; Карф. 3). Аскетический пост: Апост. 69 – непостящ. в Св. 4-дес., среду и пятн., кроме немощи – извержен. Пр. Петра Александрийск. 15 – огов. пост в среду и пятн.(по Приданию), воскресн. – неколенопреклонный. Посты хранимы Ц-вью соблюдать строго (Гангр. 19), в воскрес. – ослабл. поста (Гангр. 18). Трулл. 56 – запрет на яйца и сыр в пост. Трулл. 67 – запр. крови (и приготовл.). Причащаться в алтаре могут только священники (Лаодик. 19); женщины не могут входить в алтарь (Лаодик. 44); если три воскресенья подряд не бывал на службе - да будет отлучен (Трулл. 80); причащаясь Тела и Крови - руки сложить во образ креста (Трулл. 101). Богослужение должно совершаться благообразно, благоговейно и в тишине, с соблюдением ясности и внятности в чтении и пении (Трулл. 75; Лаодик. 17). Не подобает псалмы не священные и книги не опред. каноном читать, а только В. и Н.З (Лаод. 59). Запрет на «агапы» в храме, или ложе постилать (Трулл. 74). Недопустимо присутствие животных в храме (Трулл. 88). В Трулл. 73 – запрещ. начертание креста на земле, попираемой ногами. Молящиеся в храме обязаны вести себя прилично святости храма, приходить к началу богослужения и оставаться в храме до окончания службы (Апост. 9 – наруш-й отлучать). Церковное имущество, как и всякое имущ-во, нуждается в управлении: не должно отдавать, продавать, ни отдавать в заклад (VII Всел. 12) (епископ или игумен); землю монастырскую не продавать; опись церковного имущества (отдельно от имущества епископа), и также на приходе (какое имущество церковное, какое - священника). Управление заключ. в контроле за сохранностью и в распоряжении по назначению. В Древней Церкви имуществом христианской общины - епископии - управлял епископ, обычно с помощью диаконов. Еп-п давал отчет в своем управлении лишь Богу. Но Антиох. 24 – опись имущества церковного, гласное. Антиох. 24 - иметь эконома как свидетеля домостроительства церкви дабы не падало нарекание на священство. С появлением приходов управление приходским имуществом ложилось на приходское духовенство, а с возникновением монастырей - на монастырских настоятелей, причем под началом настоятелей и в монастырях учреждалась должность эконома. В Русской Православной Церкви в синодальную эпоху Святейший Синод управлял хозяйственными делами через хозяйственное управление, архиерей - через эконома, настоятели монастырей - через эконома. Что касается приходских церквей, то распоряжение имуществом в них возлагалось на причт и старосту как представителя мирян. В настоящее время в Русской Православной Церкви существует Хозяйственное управление при Синоде, а в монастырях, духовных школах и других церковных институтах имеются должностные лица, в компетенцию которых входит управление имуществом. Приходское имущество находится в распоряжении приходских советов, избираемых приходскими собраниями. Но употребление ризничных предметов при богослужении зависит от усмотрения причта. Относительно священных сосудов и ризничных вещей, освящ. и употребл. в богослужения, запрещ. употреблять на житейск. нужды (Апост. 73, 72; Двукр. 10).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: